Как завести мотоцикл после зимы или долгого простоя: рекомендации для карбюратора и инжектора

При долгом простое с мотоциклом не происходит ничего страшного. Чтобы вернуть его к работе, достаточно зарядить аккумулятор и заменить бензин на свежий. Расскажем, почему это важно, и дадим рекомендации по запуску карбюраторных и инжекторных двигателей.

Чем выше температура воздуха, тем проще запустить мотор. Если мотоцикл не хранится в теплом гараже, лучше подождать, пока на улице потеплеет хотя бы до +5°C

Заряжаем аккумулятор

За зиму аккумулятор мог сесть, поэтому желательно проверить напряжение на клеммах мультиметром. Если оно меньше 12,5 В — аккумулятор нужно зарядить. Тогда он даст больший ток и шансы завести мотор повысятся.

Зарядные устройства для аккумуляторов бывают разные. Лучше всего использовать автоматическое с функцией заряда аккумуляторов мотоциклов, потому что оно не требует ручной настройки. Нужно только выбрать соответствующий режим и дождаться, когда загорится индикатор окончания заряда.

Еще для зарядки мотоциклетного аккумулятора подойдет автомобильное зарядное устройство с ручной регулировкой напряжения и силы тока. Чтобы не испортить аккумулятор, выставляем напряжение до 14,4 В, а силу тока — 10% от емкости аккумулятора. На подзарядку уйдет около 10–15 часов. Еще можно ориентироваться на ток: когда он снизился почти до нуля (<0.5 А) — зарядка завершена.

Через 6-7 часов после зарядки нужно снова измерить напряжение: если оно меньше 12,6 — аккумулятор не держит заряд, лучше купить новый.

Сливаем старый бензин и заливаем свежий

При хранении бензин портится: окисляется и выпадает в осадок. Из-за этого детали топливной системы могут засориться и перестать работать, а мотоцикл — не завестись. Еще один минус старого бензина — он может преждевременно воспламеняться, не от свечи, а от сжатия в двигателе. Это приводит к повышенной нагрузке на поршневую.

Согласно ГОСТу, в идеальных условиях бензин хранится год, но в баке или канистре может испортиться раньше. Поэтому, если байк простаивал больше 6 месяцев — топливо лучше заменить.

На мотоцикле с карбюраторным двигателем достаточно открутить колпачок топливного крана или снять шланг, который идет на карбюратор — в зависимости от модели мотоцикла. А затем открыть топливный кран и слить бензин в канистру или другую емкость.

Еще топливо нужно слить из карбюратора. Для этого при закрытом топливном кране откручиваем сливной болт или пробку, они находятся снизу карбюратора.

На мотоцикле с инжекторным двигателем топливного крана нет, поэтому бензин сливают по-другому — например, через шланг с грушей для перекачки жидкостей.

Так выглядит шланг для слива топлива. Он стоит около 500 ₽

Меняем свечи

Для работы мотора нужна искра, которая воспламеняет топливо. Ее дают свечи зажигания. Когда свечи неисправны, двигатель может не завестись.

Если в сезон двигатель запускался долго или не с первой попытки, были провалы тяги при резком открытии газа или прострелы в глушитель — свечи меняем обязательно. Если же все было нормально, то по желанию.

Какие свечи покупать — указано в руководстве по эксплуатации к мотоциклу.

Запускаем двигатель

Инжекторный двигатель после простоя запустить проще — им управляет компьютер, который сам выставляет оптимальные параметры топливной смеси для холодного пуска. А вот с карбюраторным мотором часто возникают трудности, но наши советы помогут их преодолеть.

Заводить мотор лучше при выжатом сцеплении — тогда стартер не будет тратить энергию на вращение валов коробки передач

Запуск инжекторного двигателя:

  1. Поворачиваем ключ зажигания.
  2. Проверяем, что кнопка выключения двигателя в рабочем положении — рядом кружок со стрелкой или надпись «RUN».
  3. Проверяем, что в коробке передач включена нейтраль — чтобы после запуска мотора байк не прыгнул вперед.
  4. Нажимаем на кнопку стартера и держим ее 5–6 секунд. Перед следующей попыткой лучше немного подождать, чтобы стартер не перегрелся.
  5. Если двигатель не заводится после нескольких попыток, полностью выкручиваем газ, нажимаем и удерживаем кнопку запуска около 5 секунд. Это поможет удалить излишки топлива из камеры сгорания, чтобы свечи подсушились и давали искру.
  6. Повторяем шаги 4 и 5, пока двигатель не запустится.

Запуск карбюраторного двигателя:

  1. Открываем топливный кран над карбюратором.
  2. Открываем пусковой обогатитель (подсос) до конца. Так двигатель при холодном пуске получит больше бензина и с большей вероятностью заведется. Обогатитель находится рядом с карбюратором или на руле, а выглядит как рычаг или вытяжная кнопка.
  3. Поворачиваем ключ зажигания.
  4. Проверяем, что кнопка выключения двигателя в рабочем положении — напротив кружка со стрелкой или надписи «RUN».
  5. Проверяем, что в коробке передач включена нейтраль, чтобы байк не рванул вперед после запуска мотора.
  6. Пару раз полностью открываем и закрываем ручку газа, чтобы ускорительные насосы побрызгали бензин во впускной коллектор — это облегчит запуск.
  7. Нажимаем на кнопку запуска. Держим ее не более 5–6 секунд, чтобы не перегрелся стартер. Газ не добавляем — иначе свечи зальет топливом, и они перестанут давать искру.
  8. Если мотор не заводится — выключаем зажигание и закрываем пусковой обогатитель.
  9. Включаем зажигание и пробуем заводить двигатель без обогатителя — чтобы удалить излишки топлива из камеры сгорания.
  10. Снова включаем обогатитель и пробуем завести мотор.
  11. Чередуем попытки запуска с обогатителем и без, пока мотоцикл не начнет заводиться.
  12. После запуска и прогрева двигателя — когда обороты вырастут до 3000–4000 оборотов — закрываем обогатитель.

Если после нескольких попыток двигатель не заводится, желательно выкрутить и просушить свечи строительным феном или газовой горелкой. Или, если доступ к свечам затруднен, продуть цилиндры — для этого при закрытом обогатителе полностью выкручиваем газ, нажимаем и удерживаем кнопку запуска около 5 секунд.


1 — пусковой обогатитель (подсос), 2 — клавиша выключения двигателя

Что сделать перед первой поездкой

Завести двигатель — только полдела. Чтобы начать сезон безопасно и без поломок, нужно обслужить байк.

Заменить масло и масляный фильтр. За зиму масло окисляется и теряет полезные свойства, из-за этого хуже смазывает и охлаждает детали мотора. Поэтому после зимы и долгого простоя его меняют на свежее.

Менять масло нужно после прогрева двигателя — так вредные частицы, которые осели на деталях, поднимутся, а само масло станет текучим и сольется полностью.

Заменить воздушный фильтр. После сезона в нем накапливаются грязь и пыль — из-за этого ухудшается динамика, а расход растет. Желательно купить новый фильтр, но можно сэкономить и почистить старый.

Подкачать покрышки. Оптимальное давление указано в руководстве по эксплуатации мотоцикла. Для проверки давления потребуется манометр для шин, а для накачки — компрессор или ручной насос.

Проверить тормоза. Важно проверить толщину колодок — для эффективного торможения она должна быть больше двух миллиметров. Еще обращаем внимание на тормозную жидкость: она должна быть достаточного уровня и почти прозрачная, желтовато-коричневого оттенка.

Убедиться, что работает светотехника. Для безопасности на дороге желательно проверить, что у байка работают поворотники, фара и стоп-сигнал.

Здесь мы остановили внимание на самом необходимом. А больше рекомендаций вы найдете в нашей статье про обслуживание мотоцикла.

Кратко

После зимы и долгого простоя нужно зарядить аккумулятор и заменить бензин на свежий — так завести мотоцикл будет проще. Перед запуском выжимаем сцепление, чтобы не расходовать энергию стартера на проворачивание валов коробки передач. Если двигатель карбюраторный, обязательно открываем пусковой обогатитель. Газ не добавляем — чтобы не залить свечи — а кнопку запуска удерживаем не более 5–6 секунд, чтобы не перегреть стартер.

После запуска мотора обслуживаем байк: меняем масло, масляный и воздушный фильтры, подкачиваем шины, проверяем работу тормозов и светотехники. Тогда он не подведет, будет отлично ехать и управляться.