История мотоциклов: от первого прототипа до наших дней

Первый мотоцикл с бензиновым двигателем называли «повозкой для верховой езды». Он был с дополнительными колесиками по бокам и ехал лишь немного быстрее пешехода – со скоростью 12 км/ч. Если поставить его рядом с современным байком, будет трудно поверить в их родство. Чтобы все встало на свои места, мы подготовили экскурс в историю.

Из статьи вы узнаете о главных этапах эволюции мотоцикла, а также связанных с ним интересных случаях и фактах – например, сколько бы стоил первый серийный байк по современным меркам и как однажды по городу за рулем мотоцикла прокатилась медведица.

Первый в мире мотоцикл и современный городской байк CFMOTO

Кратко о предке-велосипеде

Прямой «предок» мотоцикла — велосипед. Его придумал немецкий изобретатель Карл фон Дрез в 1817 году. Педалей и цепного привода у транспорта изначально не было, поэтому его называли «машина для ходьбы».

Первый велосипед

Первые мотоциклы

Первый мотоцикл появился спустя полвека после изобретения велосипеда.

В 1867-1868 годах независимо друг от друга американец Сильвестр Ропер и французы Пьер и Эрнест Мишо придумали установить на велосипед маленький паровой двигатель. Паровые котлы тех времен дымили, парили, имели маленькую мощность, много весили и могли обжечь горячими стенками. Из-за этого первые прототипы мотоциклов делали для исследования, а не в качестве готового товара для продажи.

Велосипед с паровым двигателем

Первый патент

Одними из первых изобретателей «самоходного велосипеда» были друзья-напарники Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах. Те самые, которые позже создали всемирно известные автомобильные бренды – Mercedes и Maybach.

В конце 1885 года они запатентовали карбюраторный двигатель, а затем установили его уменьшенную версию на деревянный велосипед. Он стал первым запатентованным в мире мотоциклом (патент DRP №36-423). Для устойчивости модель имела еще пару колес по бокам. Мощность двигателя составляла 0.5 л.с., а максимальная скорость – 12 км/ч. Передача была ременной двухступенчатой.

Интересно: «повозка для верховой езды с керосиновым двигателем» — именно так Даймлер назвал свое творение — не была самостоятельным изобретением. Первый в мире мотоцикл появился в ходе испытаний: на нем Даймлер и Майбах тестировали двигатель внутреннего сгорания.

Первый в мире мотоцикл

Первое серийное производство

До конца 19 века почти все мотоциклы были экспериментальными, но общество о них уже знало. Поэтому немецкая компания Hildebrand & Wolfmuller решилась на серийное производство.

По современным меркам Hildebrand & Wolfmuller выпустила мопед: техника весила 50 кг, имела 2.5-сильный мотор и разгонялась до 45 км/ч. Ожидаемого успеха она не добилась. Одной из главных причин плохих продаж стала высокая цена. Мотоциклы стоили по 1200-1300 марок при средней зарплате в 90-120 марок. Одна марка 1900 года равнялась шести сегодняшним евро. То есть на текущий момент такой байк стоил бы 7200-7800 евро.

Из-за высокой цены мотоцикла, небольшого спроса и жалоб на небезопасную конструкцию компания Hildebrand & Wolfmuller закрылась уже через 3 года.

Первый серийный мотоцикл

Бум производств

В 1897 году появились первые двигатели с искровой системой зажигания, что стало техническим прорывом. Вместе с этим начали открываться новые заводы, выпускающие мотоциклы.

В 1898 году в Англии появилась компания Triumph, в 1899 году — завод Peugeot во Франции, а с 1903 года в США стали выпускать первые «Харлеи». Примерно в эти же годы начали проходить первые мотогонки, причем даже в Российской Империи.

В начале 20 века автомобили и мотоциклы с ДВС уже стабильно продавались. За счет меньшей цены и большей мобильности по сравнению с автомобилями мототехнику начали покупать обычные граждане. Также ею активно пользовались полиция, почтальоны и курьеры.

Один из первых мотоциклов Triumph

Применение в Первой Мировой войне

Во время Первой Мировой мотоциклы применялись для доставки, мобильного патрулирования, разведки, эвакуации раненых, перевозки радиостанций, доставки топлива, в качестве носителя для ПВО и даже основы для мини-танков. Эффективная боевая единица получилась при установке на мотоциклетную коляску пулемета.

Самой продвинутой в плане вооружения мотоциклами была британская армия: она имела около 30 000 единиц марки Triumph. Для сравнения, в армии Российской Империи насчитывалось чуть больше 15.4 тысяч мотоциклов (и те в большинстве своем покупались в Англии).

Кроме Triumph, немало заработала на войне и компания Harley-Davidson: в 1917 году она продавала каждый третий мотоцикл для нужд армии, а в 1918 году — каждый второй. Всего за годы войны американская армия закупила около 20 000 мотоциклов, и половина из них приходилась на «Харлеи».

Передвижной ДОТ с пулеметом на базе «Харлея»

Межвоенное время

После окончания Первой Мировой войны мотоцикл продолжали совершенствовать для военных и гражданских целей. Именно в эти десятилетия он прошел путь от подобия велосипеда с тяжелым и слабым мотором до байка, который стал похож на современные.

Тогда же случился и бум мотопроизводства. Вот лишь несколько фактов:

  • в 1920 году Harley-Davidson стал самым крупным мотопроизводителем в мире — «Харлеи» продавались в 67 странах из 85 существовавших;
  • в Англии примерно в те же годы насчитывалось более 80 производителей, а к 1929 году по британским дорогам ездило более 700 000 мотоциклистов;
  • в США существовали десятки производителей разного масштаба, правда, после Великой Депрессии 1929-1931 годов на плаву остались только две крупные компании – Harley-Davidson и Indian;
  • первые производства начали открываться и в Советском Союзе: мотоциклы собирали еще в 1913-1914 годах в Москве и Риге, но из-за войны и революции производство застопорилось до 1928 года.

К тридцатым годам сформировалось несколько классов мотоциклов. Были легкие с двигателем до 300 «кубов» и без КПП, а также тяжелые – от 500 «кубов», обычно с V-образными четырехтактными двигателями.

Тогда же стали появляться и мотороллеры с почти современной компоновкой: более крупное и комфортное сиденье, под которым располагался двигатель, колеса меньшего диаметра по сравнению с мотоциклетными. На тот момент мотороллеры не завоевали популярности.

BMW R7 1934 года. Уже тогда байки выглядели так, что на них хочется сесть и сегодня

Применение во Второй Мировой войне

Во время Второй Мировой мотоциклы применялись более масштабно и организованно. Например, у Германии еще в 1935 году появились мотоциклетные батальоны. Мотоциклисты на тяжелых BMW с колясками стали одним из символов фашистской агрессии.

Задачи у мототехники остались примерно теми же: на них доставляли сообщения и грузы, ездили в разведку, на диверсии и патрулирование, перевозили раненых и важных служащих, на их базе организовывали передвижные радиостанции и военные точки.

Чтобы обеспечить нужные объемы техники для армии, в каждой стране работали свои производства. Например:

  • в США этим занимались компания Harley-Davidson, продавшая армии около 100 000 военных мотоциклов, и Indian (в меньшей степени);
  • в Германии — BMW и Zundapp;
  • в СССР — Урал;
  • в Японии — Rikuo;
  • в Великобритании — Royal Enfield, Norton, BSA.

BMW R75 (выпускался с 1941) с коляской — один из основных мотоциклов немецких солдат

После Второй Мировой войны

В послевоенную разруху мототехника за счет доступной цены, простоты в производстве и обслуживании стала пользоваться огромным спросом. Поэтому в начале второй половины 20 века у мотопроизводителей наступили хорошие времена.

Именно тогда в США зародилась культура байкеров. Во многом этому способствовали ветераны войны, искавшие привычного в военные годы товарищества и экстрима. Они же привнесли в эту культуру нашивки, условные знаки и кучу подобных мелочей.

В 1950-1960 годах появились японские бренды – Yamaha, Suzuki, Honda и Kawasaki. Они быстро потеснили американцев с англичанами. Тогда же, в 1958 году, выпустили один из самых популярных по сей день мотоциклов — Honda Super Cub. На момент октября 2017 года с тех пор в мире было продано более 100 млн экземпляров.

Honda Super Cub 1958 года

Ближе к 1970 году в качестве транспорта люди начали больше предпочитать автомобили — уже достаточно удобные и доступные жителям восстановившихся после войны стран. Байки постепенно стали переходить в категорию хобби и развлечений.

Из серьезных технических изменений мотоциклов в конце XX века можно выделить лишь некоторые доработки:

  • электронная система впрыска;
  • дисковые тормоза;
  • пневматические подвески.

В 1980-х спортбайки стали обретать современные «спортбайческие» формы. Это Suzuki GSX-R 750 1984 года, или «Джиксер» — легендарная модель, тираж которой перевалил за 1 млн еще в 2012 году

Также к 1970-1980 годам стали появляться новые подвиды техники. От кроссовых мотоциклов отделяются эндуро, разрабатывается множество видов скутеров и мотороллеров, отличающихся в основном размерами и дизайном. Формируется деление на классы мотоциклов – круизеры, чопперы, спортивные, туристические, классические дорожные. Появились и начинают набирать популярность квадроциклы.

Интересные исторические факты

Коробка передач была придумана еще в 1927 году компанией Velocette Motorcycles.

С начала «нулевых» все компании-производители серийных мотоциклов соблюдают лимит скорости – 300 км/ч. Его приняли, чтобы закончить «войну скоростей», в которой каждый производитель стремился создать самый быстрый байк — это создавало угрозу для водителей.

Самый дешевый мотоцикл в мире – китайский Yamasaki Redneck 50CC – стоит чуть больше 500$.

Самый дорогой мотоцикл в мире – Neiman Marcus LE Fighter — стоит 11$ млн.

Телескопическую вилку разработали в компании BMW. Сейчас такая конструкция является самой распространенной передней подвеской у мотоциклов. А придумали ее еще в 1932 году.

В 1972 году стали вводиться стандартизированные элементы управления. До этого производители могли размещать их на свое усмотрение, хотя общая компоновка все равно была примерно одинаковой.

Самый быстрый мотоцикл в мире — Dodge Tomahawk, выпущенный в 2003 году. Он имеет 500-сильный двигатель и разгоняется по разным данным от 468 км/ч до 676 км/ч. Всего было выпущено 10 таких супербайков. Их продали по $555 000.

Dodge Tomahawk

Toyota, как и другие крупные японские компании вроде Honda и Suzuki, тоже пытались покорить рынок мототехники. Компания выпускала мотоциклы с 1949 по 1960 год. Но из-за передачи на аутсорс почти всего производства пошли массовые жалобы на качество. В итоге Toyota решили оставить это направление.

Ежегодно в мире продаются десятки миллионов мотоциклов. Например, в 2020 году продажи дошли до 44.5 млн экземпляров. Лидер — Honda, этому бренду принадлежит около 33.5% доли рынка (на момент 2020 года).

Среди знаменитостей много байкеров. На Западе мотоциклы обожали и обожают Хью Лори, Брэд Питт и Анджелина Джоли, Киану Ривз, Джонни Депп, «битлы» Джон Леннон и Пол Маккартни, Элвис Пресли, Жерар Депардье, Джордж Клуни, Орландо Блум, Арнольд Шварценеггер. Из наших звёзд байки любят Михаил Пореченков, Иван Охлобыстин, Гарик Сукачев, Елена Летучая, Владимир Яглыч, Антон Богданов (Рыжий из «Реальных пацанов»).

Хью Лори (доктор Хаус из одноименного сериала) даже снимался со своим Honda CBR 1000 Repsol Replica в нескольких эпизодах

Производитель премиум-байков Ducati начинал с производства радиодеталей. Компания выпускала их около 20 лет: с основания в 1926 году и до конца Второй Мировой, после которой и перешла на мотоциклы.

Знаменитые Harley-Davidson — рекордсмены по поломкам. В среднем их владельцы обращаются в сервис чаще, чем владельцы байков трех самых крупных мотопроизводителей (Honda, Yamaha, Suzuki).

Бренду Honda понадобилось всего 15 лет, чтобы стать самым крупным производителем мотоциклов в мире. Первый мотоцикл Honda выпустили в 1949 году.

Интересные случаи, связанные с мотоциклами

В ходе демонстрации против обязательного ношения шлемов погиб байкер. Это произошло в 2011 году в Нью-Йорке. Участник по имени Филип Контос упал с мотоцикла и ударился головой. Естественно, он ехал без шлема.

Первым американцем, пересекшим границу Германии после Первой Мировой, стал капрал Рой Хольц (Roy Holtz) на Harley-Davidson. Случайно это произошло или нет, но жест получился символичный.

В 1956 году медведица проехала на мотоцикле 3 регулируемых перекрестка в городе. Это произошло случайно во время репетиции, когда советский цирк Валентина Филатова прибыл с гастролями в немецкий Штутгарт.

Спустя годы это событие решили повторить. Медведица успешно проехала часть маршрута, причем правильно остановилась на красный сигнал светофора, но под конец врезалась в бампер едущего впереди авто. Самое смешное, что виновником аварии оказался именно водитель автомобиля, который подрезал «мотоциклистку».

Медведь на выступлении цирка Филатовых

В 1975 году украинский мотоцикл «Днепр МТ-9» пересек пустыню Сахара. И стал первым мотоциклом с коляской, который это сделал. Организовала необычный пробег итальянская компания Martorelli для популяризации советской техники.

Рекорд пробега на мотоцикле за 24 часа — 3250 км. Столько проехал американец Рассел Вон в 2011 году на испытательном треке.