Как правильно трогаться с места на мотоцикле: плавно и быстро, на ровной поверхности и в горку

Умение трогаться с места — просто привычка. Она вырабатывается у всех райдеров, даже если вначале байк часто «глохнет». Ускорить обучение можно, если соблюдать последовательность действий и начинать с простого.

Расскажем, как правильно трогаться на ровной поверхности и в горку, с газом и без.

Учиться трогаться лучше всего на легком малокубатурном байке — на нем проще держать равновесие, и он не напугает резким ускорением. На фото — как раз такой мотоцикл, CFMOTO 250NK (ABS)

Что помогает мотоциклу тронуться

Тут мы рассказали теорию — если держать ее в голове, легче понять, что происходит на практике. Но если технические подробности вам не интересны, переходите к следующему разделу.

Двигатель. Создает усилие для движения байка. Работа двигателя регулируется ручкой газа. Чтобы поехать, газовать не обязательно, исключение — если нужно тронуться быстро или в горку.

Коробка передач (КПП). Передает усилие двигателя на заднее колесо через набор шестеренок, которые в разных комбинациях образуют передачи. Чем выше передача, тем больше максимальная скорость, а чем ниже — тем лучше тяга. А значит, тронуться с места проще на начальных передачах.

Еще в КПП есть нейтральная передача — на ней байк никуда не поедет, даже если выжать газ и отпустить сцепление.

Сцепление. Разъединяет двигатель и КПП для старта с места или переключения передачи. Упрощенно сцепление можно представить как пару дисков, один из которых прикреплен к двигателю и крутится постоянно, а другой — установлен на КПП и начинает вращаться при соединении с двигателем. Когда райдер выжимает рычаг сцепления, диски расходятся, а когда отпускает — соединяются.

Без сцепления усилие двигателя мгновенно и жестко передавалось бы на КПП и колеса. Из-за этого в начале движения мотоцикл резко прыгал бы с места и норовил сбросить райдера, а детали разрушались под нагрузкой.

Как всем этим пользоваться:

  • регулировать мощность двигателя — правой рукояткой;
  • переключать передачи — лапкой перед левой подножкой;
  • управлять сцеплением — рычагом у левой рукоятки.

Как научиться трогаться

Есть несколько способов, какой выбрать — зависит от ситуации и опыта райдера. Разберем каждый детально.

Важно: учиться трогаться лучше на ровной поверхности, потому что стартовать в горку сложнее. Если нет уверенности, что в КПП включена нейтраль, заводить двигатель желательно при выжатом сцеплении — чтобы байк не прыгнул вперед.

Плавно — без газа

Самый простой способ:

  1. Сесть на байк и поставить обе ноги на землю — чтобы не бояться упасть.
  2. Полностью выжать сцепление — и держать его в этом положении.
  3. Включить первую передачу. Для этого нажать на рычаг КПП носком левой ноги. При включении передачи произойдет короткий щелчок.
  4. Медленно отпустить сцепление до точки проскальзывания — в ней диски сцепления соприкоснутся, и мотоцикл слегка потянет вперед. Этот шаг нужно повторить несколько раз, чтобы на автоматизме подводить рычаг сцепления в нужное положение.
  5. Поймать точку проскальзывания сцепления и полностью отпустить рычаг — плавно, чтобы мотоцикл не заглох и тронулся без рывка.
  6. Поставить ноги на подножки — одновременно обе, чтобы байк не накренился в сторону.
  7. Дальше можно прибавить газ и переключиться на следующую передачу, чтобы разогнаться быстрее. Перед каждым переключением нужно отпускать газ и выжимать сцепление.
  8. Чтобы остановиться, нужно выжать сцепление и нажать на тормоз.
  9. Когда байк остановился, можно включить нейтраль и отпустить сцепление.

Важно: включать нейтраль можно с любой передачи. Например, если байк едет на третьей передаче, можно притормозить, выжать сцепление и сразу переключиться на нейтраль. Ничего страшного не произойдет.

Работа сцепления на разных мотоциклах отличается. Поэтому нельзя точно сказать, в каком положении рычага байк поедет. Это надо выяснить в процессе обучения

Быстро — с газом

Вариант для тех, кто уже привык работать со сцеплением:

  1. Выжать сцепление и включить первую передачу, удерживать байк правой ногой.
  2. Поймать точку проскальзывания сцепления — как это сделать, мы рассказывали в предыдущем разделе.
  3. Немного повернуть ручку газа и держать в этом положении. Так мы убираем свободный ход, в котором обороты на тахометре не увеличиваются.
  4. Плавно, но быстро отпустить сцепление и одновременно добавить газ, чтобы обороты на тахометре выросли до 3-4 тысяч.

Если быстро отпустить сцепление и сильно выкрутить газ, старт будет резвым. Но перебарщивать не стоит — иначе мотоцикл может встать на заднее колесо.

В горку

В горку тоже нужно трогаться с газом:

  1. Зажать и держать передний тормоз — чтобы байк не покатился назад.
  2. Выжать сцепление и включить первую передачу.
  3. Поставить левую ногу на землю — чтобы держать ею байк.
  4. Правую ногу перенести на задний тормоз.
  5. Выжать задний тормоз — чтобы отпустить передний тормоз и освободить правую руку.
  6. Добавить газу — примерно до 2–3 тысяч оборотов на тахометре, после чего плавно отпустить сцепление и тормоз.

Альтернативный способ для более опытных райдеров, которые привыкли к работе сцепления:

  1. Удерживать передний тормоз;
  2. Отпустить рычаг сцепления до точки проскальзывания — в ней байк уже не покатится назад;
  3. Отпустить тормоз;
  4. Добавить газ и плавно отпустить сцепление.

На светофоре

Новички часто «глохнут» на перекрестках из-за волнения. Чтобы тронуться было легче, нужно заранее подводить сцепление к точке проскальзывания. А когда пора ехать — полностью отпустить рычаг.

Кратко

Учиться трогаться лучше поэтапно. Сначала прочувствовать точку, в которой диски сцепления начинают соприкасаться и мотоцикл готов поехать вперед. Затем практиковать старт без газа и на ровной поверхности, потом — с газом и в горку.