Как проверить мотоцикл перед покупкой: гайд по поиску неисправностей

Иногда желание поскорее покататься пересиливает здравый смысл: райдер покупает байк мечты почти не глядя — и проводит часть сезона в сервисе.

Чтобы техника дарила только позитив, ее нужно проверять тщательно, желательно с опытным механиком. В одиночку отсеять плохие варианты сложнее, но тоже возможно. Главное — знать, куда смотреть. Об этом мы и расскажем.


Выбирать лучше известную модель, для которую легко найти запчасти. На фото — CFMOTO 650NK (ABS)

Что спросить по телефону

Важно убедиться, что у продавца есть свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС), паспорт транспортного средства (ПТС) и договор-купли продажи с предыдущим владельцем. Без этих документов мотоцикл не зарегистрировать в ГИБДД.

Также нужно узнать гос.номер и VIN-код — с ними можно проверить байк на угон, запрет на регистрацию и ДТП. А еще — узнать реальное количество владельцев. Это делается на сайте ГИБДД.


Если байк был в аварии, при проверке на сайте ГИБДД он будет окрашен в желтый или красный цвет. Но есть нюанс: водители не всегда оформляют ДТП, поэтому не все аварийные байки попадают в базу

Еще желательно подробно расспросить о байке. Хозяин может честно признаться в недочетах. Либо, наоборот, будет теряться при ответе на некоторые вопросы — это повод отказаться от покупки. Вот, что желательно уточнить:

  • Кто собственник. Это должен быть тот же человек, что продает байк — чтобы не возникло проблем с оформлением.
  • Почему мотоцикл продается. Варианты могут быть разными, но если человек по телефону говорит одно, а при встрече другое — это красный флаг.
  • У кого обслуживался. Хорошо, если в сервисном центре, и есть чеки на проделанные работы.
  • Где хранился зимой. Идеальный вариант — теплый гараж или паркинг компании, которая занимается консервацией байков.
  • Когда в последний раз менялось масло. Обычно его меняют каждые 5000 километров пробега или раньше.
  • Все ли работает. Не должно быть нареканий по двигателю, коробке передач, сцеплению и электрике.
  • Не было ли аварии. Допустимый вариант — легкое падение на минимальной скорости.
  • Какой тюнинг установлен. Хорошо, если на байке все заводское, потому что апгрейды часто делают после аварии.

Если на этапе переговоров все устраивает и вы проверили байк на сайте ГИБДД, можно назначать встречу. Лучше попросить не заводить двигатель до осмотра — будет проще распознать неисправности.


Косвенно судить о состоянии техники можно по фото. Если есть много внешних дефектов и отличий от стоковой модели — скорее всего, технически байк тоже не идеален

Как подготовиться к осмотру

  • Сохранить на телефон фото стокового мотоцикла — при осмотре это поможет выявить детали, которые поменяли после аварии;
  • послушать звук заведенного мотоцикла в ролике на Youtube — чтобы примерно понимать, как работает исправный двигатель;
  • узнать в интернете, как на конкретной модели байка проверить масло и другие жидкости;
  • почитать информацию на форумах владельцев — чтобы знать, на какие детали смотреть в первую очередь.

Что проверить при покупке

Для начала следует сверить документы, обойти технику и внимательно осмотреть ее внешне. Затем — оценить состояние двигателя, рамы, электрики, подвески, тормозов и колесных дисков.

Документы

Владелец должен показать ПТС, договор купли-продажи и СТС. Номер рамы и госномер из документов должны совпадать с указанными мотоцикле.

Не лишним будет сверить и данные продавца — по паспорту или водительскому удостоверению.


Так выглядят ПТС и договор купли-продажи

Внешний вид

Заметить дефекты проще при дневном свете. Поэтому не стоит осматривать байк в тесном гараже, в сумерках или в дождь.

При осмотре ищут, чем мотоцикл отличается от стокового:

  • окрашенные детали — они отличаются по оттенку;
  • повреждения на крышке двигателя, подножках, хвостовике и руле;
  • вмятины на боковине топливного бака;
  • трещины на обтекателе;
  • разные крепежи на пластике;
  • отсутствие фирменных наклеек;
  • наклейки там, где их быть не должно — они могут прикрывать недочеты;
  • тюнинг — нештатные поворотники, зеркала и прочие элементы.

Если на байке много повреждений или тюнинга, покупать его стоит только после диагностики у опытного механика.

Еще по внешнему виду техники можно косвенно определить пробег: если грипсы руля, резинки подножек и КПП сильно истерты — скорее всего, байк проехал больше 20 000 км. Это критично для байков кубатурой до 400 см³ — их двигатели часто работают на полную мощность, и при большом пробеге ресурс мотора уже на исходе.


Незначительная потертость — еще не повод отказываться от покупки мотоцикла. Но лучше осмотреть все внимательнее

Рама

Повредить раму можно даже при небольшом столкновении, а вот качественно отремонтировать не получится. Поэтому ее нужно внимательно осмотреть с фонариком со всех сторон. Не должно быть трещин, неровных и громоздких сварных швов, обширной коррозии и свежей краски. Чаще всего все это можно увидеть в районе крепления двигателя, подрамника, топливного бака и основания рулевой колонки.

Заодно следует заглянуть под приборную панель и оценить состояние «паука» — элемента, на котором держатся обтекатель, пластик, фары, зеркала и поворотники. Если он неровный или со следами сварки — значит, байк падал.

Также о падении говорят замятые или сломаные ограничители руля. Их можно увидеть, если максимально вывернуть руль.


Заводские швы ровные и расположены на стыке двух деталей, поэтому их несложно отличить от кустарных

Двигатель

Если продавец пообещал не заводить байк до вашего приезда, сначала важно убедиться, что он сдержал слово. Для этого достаточно потрогать мотор: если он теплый — это повод насторожиться.

Дальше двигатель нужно осмотреть. На нем не должно быть трещин и масляных подтеков. Если заметны следы содранной краски, замяты грани на болтах, крепежи неоригинальные, а под клапанной крышкой или головкой блока цилиндров следы герметика — мотор вскрывали и что-то ремонтировали. Насколько удачно — скажет только опытный мастер.

Еще проблемы можно выявить по состоянию технических жидкостей:

  • Масло — в норме янтарного цвета, прозрачное и однородное. Плохо, если в жидкости плавают инородные частицы, она черная или цвета кофе с молоком.
  • Антифриз — должен быть чистый и без мутных примесей, цвет зависит от типа антифриза.

После осмотра можно завести двигатель. Исправный инжекторный мотор запускается за 2–3 секунды и работает устойчиво — без произвольного нарастания и снижения оборотов. Отклик на газ резкий и без провалов.

Выхлоп у исправного четырехтактного двигателя бесцветный — только при высокой влажности и в мороз виден белесый пар. Если из выхлопной трубы идет черный, густой белый или сизый дым, это говорит о поломках. Насколько они серьезные — получится узнать только в сервисе.

Звук тоже помогает выявить неисправности. Если мотор работает неравномерно, слышен звонкий цокот, шуршание, стук или металлический звон — скорее всего, внутри что-то сломалось.


На двигателе не должно быть подтеков и трещин

Топливный бак

Бензобак осматривают с фонариком. Плохо, если он грязный: ржавчина внутри приведет к проблемам с топливной системой — например, бензонасос может сломаться, а форсунки забиться.

Электрика

Современный байк диагностирует себя сам — на приборной панели появляются ошибки. Они должны гореть при включенном зажигании и гаснуть после запуска двигателя.

Если некоторые индикаторы не отключаются — как минимум, нужна диагностика. Еще хуже, если лампы на приборке вообще не работают — возможно, владелец пытается скрыть проблемы.

Также следует проверить, включаются ли фары, поворотники, стоп-сигнал, габаритные огни, дальний и ближний свет, исправен ли звуковой сигнал. Не лишним будет заглянуть под сиденье и осмотреть проводку: плохо, если замечены окисления, изолента, скрутки, нештатные провода, клеммы и разъемы.


Индикаторы ошибок на приборной панели не должны гореть, когда двигатель запущен

Подвеска

Для проверки передней подвески нужно сесть на мотоцикл, зажать тормоз и сильно надавить на руль. Исправный амортизатор работает без ударов и стуков, подвеска успокаивается за один ход и не раскачивается, как на пружинах.

Заднюю подвеску можно продиагностировать нажатиями на край сиденья. Как и передняя, она должна подниматься и опускаться без стука и раскачивания.

После проверки надо убедиться, что на подвеске ней нет масляных подтеков. А еще поискать следы повреждений: заметных на ощупь волнообразных следов на вилке, не заводской сварки на маятнике, шероховатостей, сколов и коррозии.


Чистая вилка без подтеков масла — хороший знак

Подшипники

Когда ступичные подшипники изношены, колесо люфтит. Это заметно, если вывесить его и покачать из стороны в сторону — сначала взявшись по бокам, а затем сверху и снизу.

Подшипники рулевой колонки можно проверить, вывесив переднее колесо и покрутив руль в разные стороны. Руль при этом должен двигаться равномерно и без посторонних звуков.

Если руль получается крутить резко и почти без усилий, неисправен рулевой демпфер. Он есть не на всех моделях, поэтому этот момент лучше уточнить в интернете заранее.

Тормоза

Нужно убедиться, что на тормозных шлангах нет трещин, порезов и подтеков в местах соединений, а рычаг переднего тормоза нажимается равномерно и без провалов.

Тормозные диски проверяются на ощупь: если толщина у основания и на внешнем краю разная, потребуется замена. Более точный вариант проверки — замерить диски штангенциркулем и свериться с мануалом конкретной модели.

Толщину колодок оценивают по индикатору на их поверхности: если стерлись до него, придется менять. Если индикатора нет, колодки можно измерить — остаточная толщина должна быть не меньше 2 мм.

Еще важно обратить внимание на тормозную жидкость: если за техникой следили, она будет бесцветная или желтоватая.

Проверить работу тормозов можно еще до тестовой поездки — катнуть байк вперед-назад при зажатом тормозе и убедиться, что он сопротивляется движению.


Если колодки плохо видно, можно попытаться разглядеть их через камеру телефона, приставленного к тормозному диску

Колесные диски

По дискам можно определить, что мотоцикл был в аварии. Об этом говорят вмятины, трещины, залитая краской или разная маркировка и не заводской цвет. А еще колебания обода или резины, которые можно заметить визуально при вывешивании колес или ощутить при езде — даже на ровной дороге будет вибрация.

Шины

На многих шинах есть индикатор износа — выступающие полоски в канавках протектора. Когда протектор стирается до них, резину меняют на новую.

Если на резине есть трещины и указан истекший срок годности, ее тоже пора менять. Дата изготовления находится на боковине, последние две цифры указывают год. Шина старше пяти лет теряет свои свойства и хуже цепляется за дорогу.

Цепь и звезды

Если при прокручивании колеса цепь натягивается неравномерно, ролики болтаются или заржавели, а звенья проворачиваются туго — значит, цепь изношена. Это легко выявить при вывешенном заднем колесе.

Заодно можно оценить состояние задней звезды: зубцы на ней не должны быть сточены или загнуты, иначе даже новая цепь быстро износиться, и придется снова все менять.


Цепь мотоцикла не должна быть ржавой. На фото — нормальное состояние

Тестовая поездка

Вот, что нужно сделать во время тест-драйва:

  • Проверить сцепление. В норме мотоцикл трогается, когда оно выжато наполовину.
  • Испытать тормоза, попытавшись снизить скорость с разной интенсивностью.
  • Оценить работу КПП. Передачи должны включаться со щелчком и хорошо фиксироваться.
  • Убедиться, что байк хорошо держит траекторию. Он должен ехать прямо, даже если немного ослабить хватку на рукоятках.
  • Еще раз осмотреть мотоцикл и поискать масляные подтеки.

Итог

Самостоятельно лучше покупать только ту технику, состояние которой близко к идеальному. Большое количество недочетов — даже мелких — говорит о том, что за байком плохо следили. А значит, в будущем могут вскрыться серьезные неисправности.

Желательно доверить осмотр опытному механику, который оценит технику опытным взглядом и специальным оборудованием. А еще лучше — купить новый байк. Сейчас на рынке есть хорошие модели от китайских брендов, которые по надежности не уступают европейским, а стоят дешевле. Отличный пример — CFMOTO. Бренд выпускает даже спортбайки и мощные тур-эндуро, дает гарантию 2 года на каждый мотоцикл и предлагает беспроцентную рассрочку.