Мотоциклы с высокой проходимостью: какие бывают и как выбрать лучший

Проходимыми принято называть внедорожные мотоциклы. Они легкие, высокие и с длинноходными подвесками, за счет чего могут перепрыгивать даже бревна и овраги. Но погонять по городу на внедорожных моделях не получится, поэтому они подходят не всем.

Альтернатива — универсальные байки. Они сочетают в себе лучшее из двух миров: комфортно управляются на асфальте и легко преодолевают препятствия на пересеченке.

Разберемся, чем внедорожные байки отличаются от универсальных, и какую модель лучше выбрать.


Пример проходимого мотоцикла — универсальный CFMOTO 800MT. Он уверенно едет по бездорожью, при этом богато оснащен — в базовой комплектации есть даже ABS и круиз-контроль

Что влияет на проходимость мотоцикла

Чтобы оценить проходимость байка, достаточно посмотреть на его характеристики. Важнее всего — дорожный просвет и хода подвесок.

Высота дорожного просвета. Это расстояние от земли до нижней части байка. Если оно больше 16 см — отлично, будет меньше риск зацепиться за препятствие, застрять и что-то повредить.

Резина. Хорошо, если в комплектации есть внедорожные шины — они мягче асфальтовых. А еще у них глубокий протектор, который отлично цепляются за рыхлый грунт и дает высокую проходимость.

Хода подвесок. Чем они больше, тем комфортнее байк проезжает неровности и запрыгивает на препятствия. Для большинства маршрутов достаточно подвески 20–22 см.

Вес. Легкий мотоцикл не так вязнет в грязи, а достать его можно в одиночку — например, приподняв за заднюю часть. Еще на легком байке проще преодолевать препятствия, что важно на пересеченке. Поэтому для жесткого бездорожья лучше выбирать байк весом от 90 до 130 кг. А для редких вылазок на офф-роуд подойдет и более тяжелый байк.

Габариты. На компактном мотоцикле проще маневрировать — это важно и в лесу, и в городе. Оптимальные габариты — до 2 м в длину и 0,8 м в ширину.

Чем отличаются внедорожные и универсальные байки

В первую очередь — предназначением. Универсальные байки подходят для катания по дорогам с твердым покрытием и пересеченке, а внедорожные адаптированы для езды в полях и лесах. Отсюда и все остальные отличия.

Проходимость. Внедорожные мотоциклы лучше едут по бездорожью, потому что дорожный просвет у них выше, хода подвесок больше, а протектор резины — крупнее. А еще они меньше весят, это тоже плюс к удобству.

На универсальных моделях комфортно преодолевать ухабы, а вот через овраги и бревна прыгать сложно из-за большого веса. По этой же причине на них не стоит заезжать в глубокую грязь.

Устойчивость на трассе. У внедорожных байков агрессивный протектор шин и большие хода подвесок, поэтому они неустойчиво управляются на асфальте. А из-за небольшого веса их может сдувать потоком от проезжающих машин.

Универсальные модели стабильны даже на скорости свыше 150 км/ч. Они не меняют траекторию из-за неровностей и бокового ветра. А благодаря резине со средней глубиной протектора сохраняют сцепление с асфальтом даже в крутых поворотах.

Двигатель. У внедорожных мотоциклов двигатель малокубатурный, чаще всего объемом 250 см³. Он не предназначен для больших скоростей, зато у него отличная тяга — чтобы преодолевать крупные препятствия и пробираться по лесу на низкой скорости.

У универсальных байков объем двигателя начинается от 650 см³ — чтобы ездить с тяжелым багажом и пассажиром, разгоняться свыше 100 км/ч и уверенно обгонять большегрузы на трассе.

Комфорт. На внедорожном мотоцикле долго не поездишь — на узком седле неудобно сидеть, а ветрозащиты нет, поэтому райдера ощутимо продувает.

На универсальных моделях комфортно преодолевать сотни километров. У них широкое сиденье, ветровое стекло и опции для поездок по трассе — например, круиз-контроль, который позволяет ехать с постоянной скоростью и не держать газ.

Практичность. Внедорожные мотоциклы одноместные, у них нет багажных площадок и креплений под кофры. Для путешествий и совместных поездок они не подходят.

Универсальные мотоциклы двухместные, оснащены багажниками и боковыми кофрами. Они созданы для длительных маршрутов.


Чем меньше весит мотоцикл, тем проще на нем лавировать. Это полезно и на бездорожье, и в пробках

Популярные классы внедорожных мотоциклов

Эндуро. Оптимальны для жесткого бездорожья. Двигатель и коробка таких байков настроены на тягу с низких оборотов, чтобы легче преодолевать препятствия. Подвески мягкие и с большими ходами, поэтому позволяют перепрыгивать бревна. Клиренс достигает 300 мм — как у подготовленных внедорожных авто — а протектор шин крупный и хорошо цепляется за рыхлый грунт.

Уже с завода у эндуро есть фара для ночных покатушек. Многие модели выпускаются с ПТС (паспортом транспортного средства) — их можно поставить на учет, чтобы выезжать на автомобильные дороги.

Кроссовые. Мотоциклы для гонок по бездорожью. У них жесткие подвески, чтобы преодолевать трамплины и другие мотокроссовые препятствия на скорости. Мотор кроссовых байков рассчитан на высокие обороты, а передачи в коробке сближенные — это позволяет ехать по гоночной трассе максимально быстро.

У кроссовых моделей обычно нет электростартера, подножки, аккумулятора и световых приборов — благодаря этому они легче, чем эндуро.

Популярные классы универсальных мотоциклов

Тур-эндуро. Мотоциклы для путешествий. Подходят райдерам, которые планируют кататься по асфальту и изредка съезжать на пересеченку. Тур-эндуро тяжелее кроссовых и эндуро-байков и уступают им в проходимости, зато предсказуемые на трассе. Также они оснащены ветрозащитой, кофрами, опциями для комфорта и безопасности — например, ABS и системой контроля курсовой устойчивости.

Скремблеры. Городские байки, подходящие для несложного бездорожья. У них поднятое крыло, под которое не набивается грязь, и внедорожная резина для лучшей проходимости. Клиренс и хода подвесок скремблеров меньше, чем у тур-эндуро, но больше, чем у дорожных моделей.

Какой проходимый мотоцикл выбрать

Рекомендуем обратить внимание на бренд CFMOTO — это один из немногих мировых производителей, которые остались в России. Он делает универсальные байки — устойчивые на трассе и проходимые на пересеченке. Каждый оснащен надежным инжекторным двигателем, ABS для безопасного торможения на любом покрытии и продвинутыми комплектующими — например, впрыском топлива Bosch и тормозами Brembo или J.Juan.

Расскажем, какие проходимые байки есть у CFMOTO, и для чего они подойдут.

CFMOTO 450MT (ABS) — самый легкий и проходимый

Лучший вариант, если хочется внедорожный мотоцикл с высоким уровнем комфорта. Клиренс и хода подвесок здесь почти как у эндуро — больше 20 см. Колеса тоже большие, размером 21/18. Все это вкупе с регулируемыми амортизаторами позволяет быстро прохватить по разбитой гравийке. А за счет небольшого веса в 164 кг можно уверенно балансировать на низкой скорости и лавировать между препятствиями.

Мотор здесь 42-сильный. Он не слишком мощный, зато тяговитый, уверенно тащит байк по песку и в подъемы. На асфальте «лошадей» тоже хватает: максималка достигает 150 км/ч.

Стандартные для тур-эндуро CFMOTO системы безопасности на месте — есть и ABS, и трекшн-контроль. Но поскольку модель внедорожная, обе опции можно отключить, чтобы получить больше контроля на пересеченке.


Высокий руль и узкое сиденье позволяют комфортно ехать стоя

CFMOTO 700MT (ABS)— самый подходящий для асфальта

Это мотоцикл для путешествий на дальние расстояния и в первую очередь по хорошим дорогам. При мощности 67 л.с он разгоняется до 185 км/ч и уверенно обгоняет большегрузы на трассе. Цилиндра у мотора два, поэтому вибраций при работе минимум, а райдер меньше устает в долгой поездке.

За счет 17-дюймового переднего колеса, универсальных шин CST и дорожных подвесок байк остро рулится и остается предсказуемым на скорости. При этом у него регулируемые амортизаторы, которые можно настроить под рельеф, и немалый клиренс в 16 см — так что можно съезжать на пересеченку.

С завода на 700MT установлены ветровые щитки — они отсекают ветви и кусты на бездорожье, а еще защищают руки от холода. Также модель оснащена ветровым стеклом и боковыми дугами безопасности, которые защищают и райдера, и технику при падении.


Чуть большой вес относительно 450MT дает 700MT большую стабильность на трассе

CFMOTO 700MT Advanced (ABS) — лучший за свои деньги

Модель для тех, кому мало внедорожных возможностей 700MT, но при этом хочется что-то более мощное и трассовое, чем 450MT.

К производительности обычного 700MT тут добавляются 19-переднее колесо, спицевые диски, чуть более длинноходные подвески и высокий клиренс в 19 см. Все это — для стабильности на разбитых грунтовках. А чтобы повысить автономность, производитель увеличил топливный бак до 20 литров. Теперь на одной заправке можно проехать до 400 км.

Еще у модели Advanced богаче комплектация. В нее входят TFT-дисплей, USB-розетки, ветровое стекло и щитки на руле, ABS и трекшн-контроль, а также датчики давления в шинах.


68-сильный мотор 700MT Advanced позволяет комфортно путешествовать с багажом и пассажиром

CFMOTO 700CLX Adventure (ABS) — лучший выбор для города

Байк в стиле скремблера для города и пересеченки. У него нет продвинутой ветрозащиты, как у моделей MT. Зато он легче и маневреннее, поэтому на нем удобнее лавировать в потоке.

Двигатель у модели 700-кубовый, на 70 л.с. Он разгоняет байк до 180 км/ч на ровной дороге и уверенно тянет на бездорожье благодаря режиму Offroad. Также у 700CLX есть круиз-контроль — чтобы не держать газ на трассе.

Подвески здесь от японского бренда KYB. В сочетании с высоким клиренсом (17 см) и внедорожными шинами они позволяют комфортно проезжать неровности на скорости.

В базовую комплектацию 700CLX Adventure входят низкое ветровое стекло, передний брызговик и площадки для крепления багажа.


Переднее крыло у 700CLX Adventure высокое, поэтому под него не забивается грязь

CFMOTO 800MT (ABS) — самый заряженный

Флагман проходимых мотоциклов CFMOTO. От младших моделей отличается производительностью и комплектацией.

На 800MT установлен 800-кубовый двигатель на 91 л.с. Такая мощность при ускорении способна поднять байк на заднее колесо. Максимальная скорость — 195 км/ч.

Подвески — от японского бренда KYB. Они более длинноходные, чем у остальных моделей CFMOTO, благодаря этому на 800MT можно быстрее ехать по неровной дороге или пересеченке. Клиренс тоже рекордный — 19 см.

Даже в самой доступной комплектации (Sport) на 800MT установлен круиз-контроль — при его включении байк сам держит постоянную скорость, что удобно на трассе. Также есть две расширенные комплектации:

  • Touring — с квикшифтером для переключения передач без сцепления; кофрами на 99 л; системой контроля давления в шинах; демпфером руля; защитными накладками для рук; подогревом сиденья водителя и рукояток руля.
  • Explore — все из комплектации Touring плюс радар, который предупреждает райдера об опасностях сзади; противобуксовочная система (TCS) и электронная система контроля устойчивости (ESP). Все это делает мотоцикл более безопасным. Также у версии Explore есть 8-дюймовая приборная панель с сенсорным экраном, Bluetooth и голосовым управлением.


800MT уже проявил себя в длительных путешествиях: именно на нем райдер Василий Королев проехал на нем 10 000 км от Москвы до Анталии

CFMOTO 800MT-X (ABS) — лидер на бездорожье

Внешне модель похожа на 450MT — те же большие колеса 21/18, высокое переднее крыло, прочная защита картера и 25 см просвета под ней. С таким набором можно забыть про проторенные дорожки и пробивать собственные тропы.

Мотор здесь самый производительный в линейке тур-эндуро CFMOTO. Он развивает 91 л.с., но что еще важнее на бездорожье — крутящий момент 87 Н·м. Благодаря этому байк тянет по грязи и в горки, как дизельный грузовик. На трассе запаса мощности тоже будет достаточно: максималка достигает двухсот км/ч.

Чтобы реализовать потенциал мотора на пересеченке, предусмотрена регулируемая вилка с ходом 23 cм. С такой можно не сбавлять скорость на кочках. А для безопасности у байка есть ABS, трекшн-контроль и датчики давления в шинах. На бездорожье электронику можно отключить — чтобы не мешала наслаждаться экстримом и эффектно проходить повороты в заносе.


Бензобак на 800MT-X расположен в районе голени райдера. Благодаря этому центр тяжести ниже, а контролировать байк на бездорожье проще

Кратко

Самые проходимые мотоциклы — эндуро и кроссовые. Но из-за особенностей конструкции они менее безопасные и устойчивые.

Все еще проходимые, но более сбалансированные модели — это универсальные мотоциклы, например, тур-эндуро. Они могут ехать по трассе со скоростью свыше 100 км/ч с сохранением комфорта и устойчивости, а за счет высокого клиренса и длинноходных подвесок не боятся плохих дорог. Еще можно присмотреться к скремблерам — это городские байки с высоким клиренсом и внедорожной резиной.

Надежные универсальные байки есть у CFMOTO. Это крупный китайский бренд с 35-летней историей. Его мотоциклы по оснащению не уступают европейским, на каждый действует гарантия 2 года без ограничения пробега.