В первую очередь нужно определиться с тем, куда хочется поехать. Проще всего отправиться в путешествие по России — не придется учить новый язык, менять деньги и подстраиваться под другой менталитет. Популярные места — Карелия, Северный Кавказ, Кольский полуостров, Сочи и Крым. А еще можно поехать на мероприятие — байкслет, мотофестиваль, открытие или закрытие сезона, мотопробег или встречу владельцев определенной модели.
Какое расстояние проезжать в день. Лучше — до 400 км. Тогда можно будет ехать с безопасной скоростью и останавливаться в интересных местах. А также не бояться выбиться из графика из-за пробок, разбитых дорог, остановок на перекус и дозаправку.
Например, за неделю можно преодолеть 1000–1200 км и вернуться обратно. При этом один день желательно посвятить отдыху — потому что от ежедневных прохватов по трассе устаешь морально и физически.
Что посмотреть. Информация про интересные места есть в онлайн-журналах про путешествия — например, в «Яндекс Путешествиях» и «Вокруг Света». Кроме достопримечательностей, желательно отметить на карте ближайшие к ним парковки — чтобы не терять время на поиск стоянки в поездке.
Какими дорогами ехать. Лучше избегать федеральных трасс и загруженных шоссе — там плотный поток и много грузовиков.
Второстепенные дороги безопаснее, но важно заранее узнать качество покрытия на них, чтобы не терять время и силы на езду по неровностям. Определить состояние дороги помогут панорамы и фото со спутника на онлайн-картах. Еще можно почитать отзывы к достопримечательностям — если к ним трудно подъехать, люди об этом напишут.
Во сколько выезжать. Выезжать из города выгоднее на рассвете — получится избежать пробок и очередей на заправку.
Как ориентироваться. И в городе, и на трассе поможет навигатор в телефоне. Лучше скачать офлайн-карты на случай, если мобильный интернет пропадет.
Для маршрутов по пересеченке лучше купить туристический навигатор — он защищен от влаги и ударов, а еще показывает дорогу точнее и подробнее смартфона.
Где ночевать. Есть два варианта — отель и палатка:
- Плюсы отеля: не мешают насекомые и осадки; не страшны воры; можно принимать душ и спать на кровати; не нужно тратить время на разбивку лагеря.
Отель должен быть с закрытой парковкой и видеонаблюдением, чтобы можно было оставить байк в безопасности. Бронировать ли отель заранее — вопрос неоднозначный. С бронью не придется экстренно искать места отдыха, но с другой стороны, она будет подгонять. Если нет предварительной брони, важно продумать запасной вариант ночлега.
- Плюсы палатки: дешевле; дает ощущение свободы; можно останавливаться где угодно и когда хочется. Палатку желательно ставить подальше от цивилизации и дорог, чтобы защититься от воров.
Что есть. Можно питаться в кафе и отелях, в этом случае выбор еды зависит от вкусов райдера. Но желательно, чтобы рацион был разнообразным: включал мясо, рыбу, крупы, яйца, зелень и овощи. Это позволит организму получать больше энергии, а значит, райдеру с меньшей вероятностью захочется спать посреди дня, а после прохвата по трассе останутся силы на изучение окрестностей.
Если в планах питаться на привале, нужно брать питательную еду, которая быстро готовится, занимает мало места в багаже и не портится. Это может быть овсянка с ягодами, сухофруктами или орехами. Или блюда в реторт-пакетах — специальных упаковках для консервации, которые заменяют громоздкие банки тушенки. В реторт-пакетах можно найти первое и второе на любой вкус, даже борщ и плов.
Где заправиться. Не на всех дорогах заправочные станции встречаются часто — иногда их нет в радиусе 200 км. Чтобы не остаться на трассе без топлива, лучше заранее посмотреть онлайн-карты и отметить заправки по пути.
Даже если заправок на маршруте много, не стоит тянуть до последнего и пытаться проехать на одном баке максимальное расстояние — вдруг станция, на которой нужно обязательно заправиться, окажется нерабочей.
Сколько денег взять с собой. Для подсчета расходов нужно сложить стоимость бензина, проживания, питания, проезда по платным дорогам, а также бюджет на подготовку к путешествию. А к получившейся сумме прибавить еще 25% на непредвиденные расходы — например, на ремонт байка в пути.
К кому можно обратиться за помощью. В поездке пригодится список контактов сервисных центров. А также номера телефонов людей, которые помогут с ремонтом и эвакуацией мотоцикла при поломке, приютят на ночлег и сориентируют на маршруте. Готовые списки полезных контактов (хелп-листы) есть на мотоциклетных форумах.
Еще перед поездкой нужно посмотреть прогноз погоды в месте назначения и по дороге, чтобы неожиданно не попасть под дождь