Подготовка к дальняку на мотоцикле: как спланировать маршрут, выбрать экипировку и снаряжение

Подготовка к путешествию может казаться долгой и утомительной, но на самом деле даже новичок может спланировать идеальный дальняк. Главное — делать все поэтапно и не торопиться.

Расскажем, как составить маршрут и что потребуется в дороге, как обслужить технику и выбрать экипировку. А также — какие байки подходят для путешествия.

Начать готовиться к путешествию можно уже в межсезонье. До наступления тепла будет время продумать каждую мелочь

Планируем маршрут дальняка

В первую очередь нужно определиться с тем, куда хочется поехать. Проще всего отправиться в путешествие по России — не придется учить новый язык, менять деньги и подстраиваться под другой менталитет. Популярные места — Карелия, Северный Кавказ, Кольский полуостров, Сочи и Крым. А еще можно поехать на мероприятие — байкслет, мотофестиваль, открытие или закрытие сезона, мотопробег или встречу владельцев определенной модели.

Какое расстояние проезжать в день. Лучше — до 400 км. Тогда можно будет ехать с безопасной скоростью и останавливаться в интересных местах. А также не бояться выбиться из графика из-за пробок, разбитых дорог, остановок на перекус и дозаправку.

Например, за неделю можно преодолеть 1000–1200 км и вернуться обратно. При этом один день желательно посвятить отдыху — потому что от ежедневных прохватов по трассе устаешь морально и физически.

Что посмотреть. Информация про интересные места есть в онлайн-журналах про путешествия — например, в «Яндекс Путешествиях» и «Вокруг Света». Кроме достопримечательностей, желательно отметить на карте ближайшие к ним парковки — чтобы не терять время на поиск стоянки в поездке.

Какими дорогами ехать. Лучше избегать федеральных трасс и загруженных шоссе — там плотный поток и много грузовиков.

Второстепенные дороги безопаснее, но важно заранее узнать качество покрытия на них, чтобы не терять время и силы на езду по неровностям. Определить состояние дороги помогут панорамы и фото со спутника на онлайн-картах. Еще можно почитать отзывы к достопримечательностям — если к ним трудно подъехать, люди об этом напишут.

Во сколько выезжать. Выезжать из города выгоднее на рассвете — получится избежать пробок и очередей на заправку.

Как ориентироваться. И в городе, и на трассе поможет навигатор в телефоне. Лучше скачать офлайн-карты на случай, если мобильный интернет пропадет.

Для маршрутов по пересеченке лучше купить туристический навигатор — он защищен от влаги и ударов, а еще показывает дорогу точнее и подробнее смартфона.

Где ночевать. Есть два варианта — отель и палатка:

  • Плюсы отеля: не мешают насекомые и осадки; не страшны воры; можно принимать душ и спать на кровати; не нужно тратить время на разбивку лагеря.

Отель должен быть с закрытой парковкой и видеонаблюдением, чтобы можно было оставить байк в безопасности. Бронировать ли отель заранее — вопрос неоднозначный. С бронью не придется экстренно искать места отдыха, но с другой стороны, она будет подгонять. Если нет предварительной брони, важно продумать запасной вариант ночлега.

  • Плюсы палатки: дешевле; дает ощущение свободы; можно останавливаться где угодно и когда хочется. Палатку желательно ставить подальше от цивилизации и дорог, чтобы защититься от воров.

Что есть. Можно питаться в кафе и отелях, в этом случае выбор еды зависит от вкусов райдера. Но желательно, чтобы рацион был разнообразным: включал мясо, рыбу, крупы, яйца, зелень и овощи. Это позволит организму получать больше энергии, а значит, райдеру с меньшей вероятностью захочется спать посреди дня, а после прохвата по трассе останутся силы на изучение окрестностей.

Если в планах питаться на привале, нужно брать питательную еду, которая быстро готовится, занимает мало места в багаже и не портится. Это может быть овсянка с ягодами, сухофруктами или орехами. Или блюда в реторт-пакетах — специальных упаковках для консервации, которые заменяют громоздкие банки тушенки. В реторт-пакетах можно найти первое и второе на любой вкус, даже борщ и плов.

Где заправиться. Не на всех дорогах заправочные станции встречаются часто — иногда их нет в радиусе 200 км. Чтобы не остаться на трассе без топлива, лучше заранее посмотреть онлайн-карты и отметить заправки по пути.

Даже если заправок на маршруте много, не стоит тянуть до последнего и пытаться проехать на одном баке максимальное расстояние — вдруг станция, на которой нужно обязательно заправиться, окажется нерабочей.

Сколько денег взять с собой. Для подсчета расходов нужно сложить стоимость бензина, проживания, питания, проезда по платным дорогам, а также бюджет на подготовку к путешествию. А к получившейся сумме прибавить еще 25% на непредвиденные расходы — например, на ремонт байка в пути.

К кому можно обратиться за помощью. В поездке пригодится список контактов сервисных центров. А также номера телефонов людей, которые помогут с ремонтом и эвакуацией мотоцикла при поломке, приютят на ночлег и сориентируют на маршруте. Готовые списки полезных контактов (хелп-листы) есть на мотоциклетных форумах.

Еще перед поездкой нужно посмотреть прогноз погоды в месте назначения и по дороге, чтобы неожиданно не попасть под дождь

Готовимся сами

Правильная подготовка поможет лучше перенести длительный пробег и насладиться поездкой.

Проезжаем тестовый маршрут на 200–400 км, чтобы определить расстояние, которое вам комфортно преодолевать в день. При этом желательно сделать поправку на накопившуюся усталость — из-за нее километраж дневного пробега по трассе к концу путешествия уменьшается примерно на треть.

Улучшаем физическую форму. Минимум за пару недель до поездки полезно увеличить бытовую активность, чтобы подготовиться к повышенным нагрузкам. Хороший вариант — проходить от 10 000 шагов в день.

Выбираем экипировку:

  • Интегральный шлем. У него цельная конструкция, поэтому он лучший по защите и шумоизоляции. Еще можно присмотреться к шлему с откидной челюстной частью — модуляру. По безопасности он уступает интегральному, но позволяет не снимать шлем на заправке, перед разговором или коротким перекусом в дороге.
  • Текстильную куртку с водостойкими молниями и вентиляцией в рукавах, на груди и спине. Желательно удлиненную — чтобы не задувало в поясницу — и с двумя подстежками, мембранной и утепленной. Мембранная подстежка защитит от дождя и ветра, а утепленная от холода.
  • Текстильные штаны. Они часто идут в комплекте к куртке — их можно пристегнуть для защиты от ветра. Для штанов важны водонепроницаемость, наличие вентиляционных вставок и утепленной отстегивающейся подкладки.
  • Туристические мотоботы — высокие, с защитными вставками, толстой подошвой и шарниром, который предотвратит неестественный изгиб ноги. Все это важно для защиты от травм. А еще у мотобот должны быть мембрана и вентиляция — для комфорта.
  • Длинные кожаные перчатки с защитными вставками. Желательно брать две пары: для теплой погоды с перфорацией, а для холодной — утепленные.
  • Защиту. Без нее даже легкое падение заставит сойти с маршрута. Защита может быть встроена в куртку и штаны — в этом случае можно не покупать ничего дополнительно. Если же защиты в экипировке нет, потребуются черепаха и наколенники.

Экипировку лучше купить заранее и покататься в ней перед путешествием, потому что она может оказаться неудобной и испортить впечатления от поездки

Подготавливаем байк

Главное — убедиться, что байк исправен. А еще нужно подготовить технику к перевозке багажа и поставить дополнительные аксессуары, которые сделают дальнюю дорогу комфортнее.

Устанавливаем кофры. Кофры лучше сумок — они герметичные, крепкие и запираются на ключ, поэтому защищают багаж от влаги, повреждений и воров. А еще в кофры удобнее складывать вещи за счет жесткой конструкции.

Обслуживаем. Лучше всего пройти техобслуживание в сервисном центре. Но можно продиагностировать технику самостоятельно:

  • Заменить масло, масляный и воздушный фильтры;
  • убедиться, что нет подтеков жидкостей, незакрученных болтов, поврежденных шлангов, погнутых спиц и перетершихся тросов;
  • проверить давление в колесах, работу световых приборов, уровень антифриза и других технических жидкостей, толщину колодок, состояние цепи и звезд.

Обслуживать байк лучше за неделю до поездки — это даст уверенность, что новые детали не выйдут из строя в дороге.

Ставим дополнительные аксессуары:

  • ветровое стекло и щитки на руль — для защиты от ветра;
  • подогрев ручек — для защиты от холода;
  • разъем зарядки — чтобы заряжать гаджеты в дороге;
  • крепление на руль для смартфона или навигатора — чтобы отслеживать и менять маршрут на ходу;
  • влагонепроницаемый чехол для смартфона — чтобы защитить его от дождя.

Гаджеты желательно протестировать заранее, чтобы они не подвели в дороге.


Алюминиевые кофры прочнее пластиковых, они не ломаются даже при падении

Собираем багаж

В поездке точно понадобятся документы, деньги, одежда, снаряжение для отдыха на привале, аптечка, инструменты и гаджеты вроде фонарика и повербанка.

Документы: паспорт, медицинский полис, водительское удостоверение, СТС и полис ОСАГО. Для поездки за границу потребуются загранпаспорт, виза и медицинская страховка.

Деньги. Основную сумму для сохранности лучше держать на карте, но пригодятся и наличные деньги — не везде есть банковские терминалы.

Одежду:

  • шлепанцы или кроссовки для пеших прогулок;
  • дождевик и бахилы на случай дождя;
  • запасные перчатки и подшлемник — на случай, если основные промокнут;
  • флисовую кофту и пуховой свитер — чтобы ехать и ночевать в палатке в холодную погоду;
  • сменное нижнее белье: трусы, носки, футболки, штаны, термобелье.

Кемпинговое снаряжение. Нужно, если планируются ночевки на природе. В него входит палатка, спальник и надувной коврик, а также сковорода, чайник, кастрюля, кружка, ложка, тарелка и нож. Для приготовления еды потребуется горелка с газовым баллоном. Еще можно взять термос — чтобы пить чай или кофе в дороге.

Предметы гигиены: туалетная бумага, влажные салфетки, бритва, крем для бритья, мыло, полотенце, зубная щетка и паста.

Аптечку: средства для обработки ран; бинты и пластыри; лекарства от легких проблем с желудком и отравлений, температуры, боли в горле, заложенности носа, зубной и головной боли и аллергии.

Гаджеты и аксессуары:

  • фонарик с емким аккумулятором — чтобы отремонтировать мотоцикл в темноте и разбить лагерь в сумерках;
  • фотоаппарат с компактным штативом — чтобы сделать снимки на память;
  • кнопочный телефон — чтобы оставаться на связи, если смартфон разрядился или сломался;
  • повербанк — чтобы зарядить гаджеты, если рядом нет розетки.

Инструменты. Идеальный вариант — собрать набор инструментов с учетом крепежей своего байка, чтобы не везти с собой все содержимое гаража. В такой набор входят:

  • шестигранники;
  • гаечные ключи;
  • свечной ключ;
  • головки с трещеткой;
  • отвертки и биты.

Дополнительно нужно взять расклепыватель цепи, монтажки и пассатижи с кусачками.

Расходники для ремонта: фрагмент цепи, пару камер или ремкомплект для бескамерных шин, насос с манометром, холодную сварку, герметик, стяжки, изоленту, набор болтов и гаек (которые встречаются на мотоцикле).

Запчасти: свечу зажигания, шланг для бензина, лампочки для светотехники.

Перцовый баллончик — для самообороны. Его лучше держать в кармане, а не в кофре, чтобы можно было быстро достать.

Важно: перед поездкой составить список, какие вещи и где лежат, чтобы было проще ориентироваться в багаже.

Нужно учитывать, что костер можно разводить не везде — иногда придется согреваться одеждой и спальником, а еду готовить на газовой горелке

Защищаем байк от угона

Защита от угона важна, если байк ночует на неохраняемой парковке. Вот, что нужно купить:

Чехол для мотоцикла. Под ним байк будет меньше привлекать внимание.

Цепь. Позволяет привязать раму к столбу или дереву. Должна быть с закаленными звеньями толщиной от 12 мм — тогда ее будет сложно перекусить.

Замок на тормозной диск. Блокирует колесо и мешает укатить технику. Чем толще замок, тем он надежнее.

GPS-маячок. Не защищает от угона, но сообщит координаты байка и поможет его найти. Маячок можно купить отдельно, но лучше — вместе с сигнализацией, например, Cesar Moto X. Она информирует владельца и вызывает полицию, если кто-то пытается укатить мотоцикл или отключить аккумулятор. Местоположение техники отображается в мобильном приложении.

Выбираем байк, если его нет

Поехать в дальняк можно на любом байке, но комфортнее — на туристическом. Рассмотрим мотоциклы двух классов, которые отлично подходят для долгой поездки.

Спорт-туристы. Легкие мотоциклы с пластиковым обвесом, высоким ветровым стеклом, удобной прямой посадкой и дорожной подвеской. Оптимальны для поездок по ровному асфальту.

Тур-эндуро. От спорт-туристов отличаются увеличенными ходами подвесок и высоким дорожным просветом. Благодаря этому позволяют комфортно ехать по разбитым дорогам и пересеченке, не боясь зацепить препятствие. При этом тур-эндуро, в отличие от обычных внедорожных мотоциклов, устойчивы на трассе.

Надежные спорт-туристы и тур-эндуро есть у CFMOTO. Это единственный китайский бренд, который делает байки большой кубатуры — 800 см³. По оснащению они не уступают европейским, а стоят дешевле. На каждую модель действует гарантия 2 года.

Выносливость CFMOTO подтверждена длительными экспедициями. Одно из последних ярких путешествий совершил райдер Василий Королев. Он стартовал из Москвы и проехал 10 000 км через Чечню, Дагестан и Грузию, а финальной точкой путешествия стала Турция. Ниже вы можете посмотреть видео об этом приключении:

Рассмотрим несколько мотоциклов CFMOTO для поездок на дальняк. Все они оснащены надежным инжекторным двигателем с жидкостным охлаждением, который отлично переносит жару и перепады высот, а также ABS — для стабильного торможения на любом покрытии.

CFMOTO 650GT — спорт-турист для шоссе

Этот байк во многом схож с 400GT — та же компоновка, комплектация, ходовая и подвески. А вот двигатель стоит более мощный — 650-кубовый 56-сильный. Благодаря ему мотоцикл может разогнаться до 170 км/ и сохраняет динамику даже с тяжелым багажом.

Для стабильной управляемости на любом покрытии на 650GT установлены итальянские шины Pirelli и проверенные тормоза J. Juan.

CFMOTO 800MT — мощный тур-эндуро для сложного бездорожья

Флагман CFMOTO. У этого байка самый мощный двигатель — 800-кубовый на 91 л.с. При ускорении он способен поднять мотоцикл на заднее колесо, а еще позволяет разогнаться до 195 км/ч и уверенно преодолевать любые подъемы с багажом и пассажиром.

Подвески у модели длинноходные с японскими амортизаторами KYB. Благодаря им можно быстро преодолевать разбитые дороги и комфортно ездить по пересеченке.

Быстрое торможение вне зависимости от покрытия дороги и уклона обеспечивают итальянские тормоза J.Juan c немецкой ABS Bosch.

Еще в базовой комплектации 800MT есть круиз-контроль, чтобы ехать на трассе с постоянной скоростью и не держать газ. А топовая версия байка оснащена квикшифтером для переключения передач без выжима сцепления, кофрами, системой контроля слепых зон и множеством других опций, которые делают путешествие комфортнее и безопаснее.

От ветра в поездке на 800MT защищает ветровое стекло, а от травм и поломок при падении — прочные боковые дуги

CFMOTO 450MT — легкий тур-эндуро для пересеченки

Мотоцикл оснащен отзывчивым двигателем на 42 л. с. — его мощности достаточно для поездок по грунтовым дорогам с грязью и лужами. Построен на стальной раме, которая рассчитана на большие нагрузки. Ходовая тоже выносливая: у байка спицованные бескамерные колеса и регулируемые подвески KYB для плавного хода по ямам и кочкам. Еще есть антиблокировочная и противобуксовочная системы, которые помогают безопасно проходить сложные участки. На бездорожье их можно отключить для лучшей динамики. 

Уже с завода у байка есть все для комфортных путешествий: ветровое стекло, защита рук, багажники, прочные подножки и многое другое. Еще есть расширенная комплектация Touring — в ней добавлены передний бампер и три алюминиевых кофра.

CFMOTO 450MT создан для комфортной езды по бездорожью

Итог

При планировании путешествия надо составить маршрут, отметить на нем достопримечательности, места отдыха, заправки и кафе. А также подсчитать примерные расходы и прибавить к получившейся сумме 25% на экстренный случай.

Перед путешествием желательно проехать тестовый маршрут на 200-400 км, привыкнуть к физической нагрузке и выбрать подходящую экипировку. Еще нужно собрать багаж, обслужить байк, поставить на него кофры и дополнительные аксессуары.

Путешествовать можно даже на малокубатурном мотоцикле, но лучше присмотреться к туристическим байкам — ехать на них комфортнее и безопаснее. В России популярны туристические мотоциклы CFMOTO. Они проверены длительными экспедициями и не уступают европейской технике по оснащению, на каждую модель действует гарантия 2 года без ограничения пробега.