Раллийные мотоциклы: почему им нет равных на бездорожье и какую модель можно купить в России

Раллийные мотоциклы созданы для профессионального спорта. На них участвуют в длительных гонках по пересеченке — ралли. Борясь за победу, спортсмены преодолевают тысячи километров со скоростью до 150 км/ч. Так что байк для ралли должен быть быстрым, проходимым и выносливым.

Расскажем, чем раллийные мотоциклы отличаются от других. А еще посоветуем надежные модели.

Ехать под «сотню» по рыхлому грунту — экстрим для рядового райдера, но привычная ситуация для участника ралли

Кто и зачем покупает раллийные мотоциклы

Раллийные мотоциклы покупают профессиональные гонщики, чтобы участвовать в ралли — гонках на выносливость, протяженность которых может доходить до 10 000 км.

Маршрут ралли может включать самые разные участки: дороги общего пользования, степи, пустыни. Райдеры проезжают по 400–700 км в день, несмотря на жару больше 30 ºC. По пути они проходят препятствия — крутые подъемы, естественные трамплины, колеи, реки и песчаные дюны.

Чтобы победить в ралли, недостаточно ехать быстро — важно правильно проложить путь. Точный маршрут заранее неизвестен — участники ориентируются по меткам на карте и приборам навигации, которые считают километраж и указывают курс в градусах.

Чем раллийные мотоциклы отличаются от остальных

В популярных ралли — «Париж–Дакар» и «Шелковый путь» — участвуют в основном заводские раллийные байки. Но еще встречаются модели, собранные из менее прокаченных внедорожных мотоциклов — эндуро.

Рассмотрим общие особенности раллийных байков.

Длинная колесная база — около 1500 мм. С ней байк предсказуемо рулится на скорости, при проезде склонов и бугристых участков трассы.

Тяговитый двигатель. Настроен так, чтобы мотоцикл лавировал между деревьями без рывков и риска заглохнуть — и при этом быстро разгонялся на прямых участках. Для стабильного охлаждения в жару у мотора есть мощный радиатор, иногда два.

Объем мотора раллийных байков не превышает 450 см³. Более мощные модели запрещают организаторы самой известной гонки, «Париж–Дакар». Но и на других соревнованиях редко можно встретить байки с большой кубатурой — они тяжелые, поэтому их сложнее поднимать, а райдер сильнее устает в поездке.

Бензобак от 30 литров. Иногда бензобаков несколько. Все потому, что раллийным байкам нужен большой запас топлива — протяженность раллийных трасс до 10 000 км. А без дозаправки нужно ехать минимум 250 км, иначе можно не дотянуть до специально оборудованной заправочной станции — только на ней правила разрешают заливать бензин.

Коробка передач для ралли. Нижние передачи короткие, чтобы легко поддерживать обороты на малой скорости и точнее контролировать тягу мотора, а верхние длинные и настроены на максимальную скорость.

Полностью регулируемые подвески с рычагами прогрессии. У раллийных моделей самые технологичные подвески среди внедорожных байков. Это связано с тем, что они настраиваются не под конкретный вес, а с учетом изменения нагрузки. Амортизаторы должны работать хорошо, даже если байк станет легче на 20 кг из-за опустевшего бензобака.


Благодаря регулировкам и большому ходу подвесок раллийный мотоцикл едет как «приклеенный», невзирая на ухабы, и мягко приземляется после прыжков

Высокий дорожный просвет — от 30 см. Позволяет байку преодолевать крупные препятствия и не задевать их нижней частью.

Защита двигателя. Не дает камням и другим преградам пробить картер.

Рулевой демпфер. Уменьшает вибрации, чтобы руль не дергался и не вырывался из рук при проезде неровностей. Без демпфера управлять мотоциклом было бы сложно.

Раллийные шины с развитым протектором и плоской шашкой. Дают отличное сцепление на песке и других мягких поверхностях. Грунтозацепы на них расположены относительно часто — для устойчивости на скорости. Еще счет специального состава резины и прочного каркаса шины выдерживают жару и другие экстремальные условия.

Переднее колесо у раллийных мотоциклов крупное — 21». Это упрощает заезд на препятствия и обеспечивает предсказуемую рулежку на песке. Заднее колесо меньше — 18» — чтобы улучшить динамику и добиться большего хода подвески. Еще на меньшее колесо можно установить покрышку потолще для лучшего сцепления.

Спицевые диски. Они выносливее к ударным нагрузкам, чем литые — а значит, оптимальны для пересеченки.

Навигационная «башня» возле руля. Это крепление для приборов, которые требуются по регламенту гонки. От песка и ветра его защищает обтекатель.

«Башня» есть у всех раллийных байков, а вот что на нее установлено — зависит от конкретной гонки. Для российского чемпионата, как правило, достаточно держателей дорожной книги и небольшого крепежа под GPS-навигатор. А для участия в международных ралли-рейдах потребуется поставить повторитель курса, спасательный маячок, несколько антенн, крепеж для системы связи между гонщиком и организатором и прибор UNIK II для контроля скорости и соблюдения маршрута.

Гоночная эргономика:

  • высокий руль и узкое сиденье — чтобы было удобно ехать в стойке и держаться за мотоцикл ногами;
  • толстые грипсы из вспененного материала — гасят вибрации руля;
  • увеличенные подножки и сиденье с мягкой вставкой — для комфорта при дальних прохватах;
  • увеличенный пятак боковой подножки — чтобы мотоцикл не завалился на бок при остановке на песке;
  • резервуар для питьевой воды на 3 л — во-первых, это обязательное условие гоночного регламента, а во-вторых, в пустыне запас воды может оказаться жизненно необходим.

Так выглядит «башня» на раллийном мотоцикле. Райдеру приходится периодически отвлекаться на приборы навигации — и это еще одна сложность гонки

Какой раллийный мотоцикл можно купить в России

Заводскую раллийную модель купить сложно — они не поставляются в Россию официально. А те, которые завозят неофициально, стоят больше 2,5 млн ₽. Но если нет амбиций покорить топовые мировые ралли, а просто нравится эстетика гоночных байков, можно присмотреться к тур-эндуро. Это мотоциклы для трассы и легкого бездорожья, дизайном они напоминают раллийные модели.

В Россию тур-эндуро поставляет CFMOTO. Это топовый китайский бренд, который известен российским райдерам более 15 лет. Среди азиатских производителей только он оснащает свои мотоциклы по-европейски — и поэтому они выдерживают самые тяжелые испытания.


Тур-эндуро получили широкое распространение во многом благодаря ралли «Париж–Дакар». Когда раллийных моделей еще не было, в этой гонке лидировали доработанные тур-эндуро

CFMOTO 450MT — достойная альтернатива раллийному байку

Это один из самых легких байков в своем классе. Он похож на раллийные мотоциклы не только дизайном, но и компоновкой. У модели внедорожные колеса размером 21/18, высокий руль, относительно узкое сиденье и подножки для офф-роуда. А еще с завода есть небольшой обтекатель, так что при установке навигации она будет защищена от грязи. Рассмотрим ключевые черты 450MT.

450-кубовый рядный двигатель на 42 л.с. Из-за особенностей конструкции он такой же тяговитый, как V-образный мотор, но меньше вибрирует и позволяет добиться оптимальной развесовки. Как итог, 450MT легко управляется, уверенно взбирается на склоны и сохраняет тягу в песке, при этом комфортный на трассе. «Максималка» модели — 150 км/ч.

Выносливость двигателя подтверждает тот факт, что производитель рекомендует регулировать клапана через 40 000 км — это очень большой интервал для внедорожного мотоцикла.

Топовая в своем классе подвеска KYB (Япония) с ходом 20 см и регулировками сжатия и отбоя. Благодаря ей райдер может ощутить себя раллистом и быстро промчаться по пересеченке. Амортизаторы отлично отрабатывают как мелкие, так и крупные ухабы.

Относительно небольшой вес — 164 кг. В сочетании с грамотной развесовкой он позволяет уверенно балансировать на малой скорости, чтобы маневрировать в ограниченном пространстве и преодолевать препятствия.

Всё для безопасности. За счет ABS можно быстро оттормозиться без блокировки колес. Еще есть противобуксовочная система — она не дает потерять управление, даже если райдер переборщил с газом.

На бездорожье электронику можно отключить, чтобы эффектно заходить в повороты и заряжаться адреналином.

Объемный бензобак на 17,5 л. Так как расход топлива небольшой, полной заправки хватит на 350 км пути.

Регулируемое сиденье. Его можно выставить на высоте 820 или 800 мм — в зависимости от роста райдера.

450MT выпускается в двух комплектациях:

  • Sport. Включены 5-дюймовая приборная панель, разъемы для зарядки гаджетов, подножки для офф-роуда, регулируемое ветровое стекло, защита рук, багажники и защита картера.
  • Touring. Все из комплектации Sport плюс 3 объемных кофра и передний бампер.

CFMOTO разрабатывает байки в сотрудничестве с KTM — легендарным австрийским брендом, у которого в кармане 19 побед на «Дакаре». Это роднит 450MT с топовыми гоночными моделями

CFMOTO 700MT — быстрый байк в раллийном стиле

Эта модель шире и тяжелее, чем 450MT, и с менее продвинутыми подвесками. На ней сложнее активно ездить по пересеченке — лавировать в лесу и перепрыгивать препятствия. Зато 700MT лучше подходит для дальних путешествий по трассе за счет более производительного 700-кубового мотора.

Высокая мощность (67 л.с.). Позволяет увереннее обгонять большегрузы и заходить в затяжные подъемы с багажом и пассажиром. Максимальная скорость внушительная — 185 км/ч.

Хорошая проходимость. У 700MT энергоемкая передняя вилка с ходом 140 мм и высокий 16-сантиметровый клиренс. Так что на байке можно прокатиться по пересеченке — без лишнего экстрима.

Богатая комплектация. В нее включено все необходимое для путешествий: ветровое стекло, кофры, защита рук, дуги безопасности, разъемы для зарядки гаджетов.

Универсальные шины CST диаметром 17″ в сочетании с дорожным шасси делают байк стабильным при динамичных прохватах.

Из электронных помощников у 700MT есть только ABS, поэтому он стоит сравнительно недорого

800MT — роскошный байк в раллийном стиле

800MT — самый продвинутый тур-эндуро CFMOTO. Комфортный как на асфальте, так и на грунтовках и горных серпантинах. От 700MT он отличается в первую очередь возросшей мощностью и богатым оснащением.

800-кубовый мотор на 91 л.с. При ускорении он способен оторвать от земли переднее колесо, несмотря на большой вес байка, а еще обеспечивает высокую максималку — 200 км/ч. Также у мотора хорошая тяга на «низах», чтобы неспешно пробираться лесными тропами.

Длинноходные подвески с японскими амортизаторами KYB отлично отрабатывают неровности. Благодаря им можно мчаться по ухабистой грунтовке с той же скоростью, что и по асфальту.

19-сантиметровый клиренс позволяет не задевать препятствия нижней частью.

Богатая комплектация. Даже самая доступная версия 800MT — Sport — оснащается круиз-контролем, который автоматически поддерживает постоянную скорость на трассе, и ABS — для безопасного торможения. Также у нее есть багажные площадки, ветровое стекло, багажники и дуги безопасности.

Кроме Sport, есть еще 2 более продвинутые модификации 800MT:

  • Touring — расширенная: добавляет квикшифтер для быстрого переключения передач без сцепления, систему контроля давления в шинах, рулевой демпфер, защиту рук, подогрев рукояток руля и сиденья водителя, защиту картера двигателя, центральную подножку, боковые и центральный кофры.
  • Explore — премиальная: есть все, что у версии Touring, а плюс к этому — радар для контроля слепых зон, трекшн-контроль, 8-дюймовая приборная панель с сенсорным экраном и французские шины Michelin.


800MT часто выбирают для длительных путешествий: например, райдер Василий Королев проехал на нем 10 000 км от Москвы до Анталии

Где купить мотоцикл CFMOTO в раллийном стиле

Мотоциклы CFMOTO в наличии в официальных дилерских центрах CFMOTO — они есть во всех крупных городах России. Байк можно купить как за наличные, так и в рассрочку без переплаты или в кредит. Также действует программа трейд-ин, которая позволяет сдать свою старую технику дилеру и получить дополнительную скидку.