Чем раллийные мотоциклы отличаются от остальных
В популярных ралли — «Париж–Дакар» и «Шелковый путь» — участвуют в основном заводские раллийные байки. Но еще встречаются модели, собранные из менее прокаченных внедорожных мотоциклов — эндуро.
Рассмотрим общие особенности раллийных байков.
Длинная колесная база — около 1500 мм. С ней байк предсказуемо рулится на скорости, при проезде склонов и бугристых участков трассы.
Тяговитый двигатель. Настроен так, чтобы мотоцикл лавировал между деревьями без рывков и риска заглохнуть — и при этом быстро разгонялся на прямых участках. Для стабильного охлаждения в жару у мотора есть мощный радиатор, иногда два.
Объем мотора раллийных байков не превышает 450 см³. Более мощные модели запрещают организаторы самой известной гонки, «Париж–Дакар». Но и на других соревнованиях редко можно встретить байки с большой кубатурой — они тяжелые, поэтому их сложнее поднимать, а райдер сильнее устает в поездке.
Бензобак от 30 литров. Иногда бензобаков несколько. Все потому, что раллийным байкам нужен большой запас топлива — протяженность раллийных трасс до 10 000 км. А без дозаправки нужно ехать минимум 250 км, иначе можно не дотянуть до специально оборудованной заправочной станции — только на ней правила разрешают заливать бензин.
Коробка передач для ралли. Нижние передачи короткие, чтобы легко поддерживать обороты на малой скорости и точнее контролировать тягу мотора, а верхние длинные и настроены на максимальную скорость.
Полностью регулируемые подвески с рычагами прогрессии. У раллийных моделей самые технологичные подвески среди внедорожных байков. Это связано с тем, что они настраиваются не под конкретный вес, а с учетом изменения нагрузки. Амортизаторы должны работать хорошо, даже если байк станет легче на 20 кг из-за опустевшего бензобака.
Благодаря регулировкам и большому ходу подвесок раллийный мотоцикл едет как «приклеенный», невзирая на ухабы, и мягко приземляется после прыжков
Высокий дорожный просвет — от 30 см. Позволяет байку преодолевать крупные препятствия и не задевать их нижней частью.
Защита двигателя. Не дает камням и другим преградам пробить картер.
Рулевой демпфер. Уменьшает вибрации, чтобы руль не дергался и не вырывался из рук при проезде неровностей. Без демпфера управлять мотоциклом было бы сложно.
Раллийные шины с развитым протектором и плоской шашкой. Дают отличное сцепление на песке и других мягких поверхностях. Грунтозацепы на них расположены относительно часто — для устойчивости на скорости. Еще счет специального состава резины и прочного каркаса шины выдерживают жару и другие экстремальные условия.
Переднее колесо у раллийных мотоциклов крупное — 21». Это упрощает заезд на препятствия и обеспечивает предсказуемую рулежку на песке. Заднее колесо меньше — 18» — чтобы улучшить динамику и добиться большего хода подвески. Еще на меньшее колесо можно установить покрышку потолще для лучшего сцепления.
Спицевые диски. Они выносливее к ударным нагрузкам, чем литые — а значит, оптимальны для пересеченки.
Навигационная «башня» возле руля. Это крепление для приборов, которые требуются по регламенту гонки. От песка и ветра его защищает обтекатель.
«Башня» есть у всех раллийных байков, а вот что на нее установлено — зависит от конкретной гонки. Для российского чемпионата, как правило, достаточно держателей дорожной книги и небольшого крепежа под GPS-навигатор. А для участия в международных ралли-рейдах потребуется поставить повторитель курса, спасательный маячок, несколько антенн, крепеж для системы связи между гонщиком и организатором и прибор UNIK II для контроля скорости и соблюдения маршрута.
Гоночная эргономика:
- высокий руль и узкое сиденье — чтобы было удобно ехать в стойке и держаться за мотоцикл ногами;
- толстые грипсы из вспененного материала — гасят вибрации руля;
- увеличенные подножки и сиденье с мягкой вставкой — для комфорта при дальних прохватах;
- увеличенный пятак боковой подножки — чтобы мотоцикл не завалился на бок при остановке на песке;
- резервуар для питьевой воды на 3 л — во-первых, это обязательное условие гоночного регламента, а во-вторых, в пустыне запас воды может оказаться жизненно необходим.
Так выглядит «башня» на раллийном мотоцикле. Райдеру приходится периодически отвлекаться на приборы навигации — и это еще одна сложность гонки