Типы и классы дорожных мотоциклов: чем они отличаются и какой выбрать

Первые байки были похожи друг на друга. Все изменил мотоспорт — бренды начали строить технику под разные дорожные покрытия и стили вождения. В итоге выбор в мотосалонах стал гораздо шире, и сейчас можно выбирать из десятков моделей. Чем они отличаются, кроме дизайна — сходу понять непросто, но мы поможем разобраться.

Расскажем про самые распространенные виды и классы мотоциклов. А также продемонстрируем их особенности на примере моделей крупного китайского бренда — CFMOTO.

Модельный ряд CFMOTO хорош своим разнообразием: в нем есть все — от классики до современных байков с футуристичным дизайном. На фото — круизер в ретро-стиле 450CL-C

Городские

Городские мотоциклы компактные, с короткой колесной базой и небольшим весом — 100–200 кг. Они легко просачиваются между машин в пробках и чутко отзываются на поворот руля. Посадка у городских моделей прямая — райдер почти не сгибает спину и колени, поэтому тело не затекает.

К городским относятся классические мотоциклы, нейкеды, скремблеры и скутеры. Расскажем про особенности этих классов.

Нейкеды

Нейкеды произошли от спортивных мотоциклов — владельцы снимали разбитый пластик и катались без него. Они выделяются в потоке «оголенной» рамой и острыми формами. Двигатель у них может быть любой кубатуры — как спокойный на 125–300 см³, и агрессивный свыше 800 см³. Оснащение обычно продвинутое — инжекторный мотор с жидкостным охлаждением, ABS, светодиодная оптика и цветная приборная панель.

Яркий пример нейкеда — CFMOTO 800NK Advanced. Это топовый байк в своем классе, который по характеристикам обошел даже «японцев». Он оснащен 95-сильным двигателем и разгоняется до 100 км/ч примерно за 3 секунды. А еще у модели передовая начинка: есть все — от бесключевого запуска до круиз-контроля и квикшифтера.

Нейкед — универсальный байк: на нем можно прокатиться с «ветерком», с комфортом съездить по делам или в небольшое путешествие за город

Классические

Классические мотоциклы напоминают британские байки 50-х годов — такие, как BSA Gold Star и Triumph Bonneville. Они отличаются от техники других классов каплевидным баком, круглой формой фары и приборной панели, хромированными деталями и спицованными колесами. Еще у классических моделей широкое и удобное сиденье, которое дает более комфортную посадку для повседневной езды. А вот оснащение у многих байков класса примитивное — как дань старой эпохе. Но есть исключения.

Пример классического мотоцикла — CFMOTO 700CL-X Heritage. Это быстрая модель с инжекторным двигателем на 70 л.с. и продвинутой комплектацией с круиз-контролем, амортизаторами KYB и шинами Pirelli. Она отлично подходит любителям ретро, которые не готовы отказываться от современных опций.


Раньше классические байки были обыденностью, но в современном мире они привлекают не меньше внимания, чем топовые гоночные болиды

Скремблеры

Скремблеры появились в XX веке, когда райдеры начали дорабатывать заводскую технику для гонок по бездорожью — позже эту идею подхватили производители. Скремблер похож на классический мотоцикл, но с агрессивными шинами, увеличенным дорожным просветом, высоко расположенными передним крылом и выхлопом. Такой байк подходит как для города, так и для пересеченки.

Современный скремблер — CFMOTO 700CL-X Adventure. Модель мощная — 70 л.с. — со внушительным 16-сантиметровым клиренсом, продвинутыми японскими подвесками KYB и зацепистыми шинами PIrelli. А еще у нее богатая комплектация — с низким ветровым стеклом, передним брызговиком и площадками для багажа.

Скремблер — хороший вариант, если после городских будней хочется рвануть подальше от цивилизации

Скутеры

Скутеры родились в послевоенной Европе благодаря конструктору Коррадино Д’Асканио, которому поручили создать дешевую и экономичную технику для повседневной езды. Они имеют несколько кардинальных отличий от обычных мотоциклов. Вместо коробки передач у них вариатор, поэтому переключать передачи не нужно.

Привычных подножек нет, вместо них — площадки для ног, закрытые от брызг из-под колес. Отсюда специфическая посадка — райдер сидит, как на табуретке, а бензобак спрятан под сиденьем. Из-за особенностей конструкции скутер медленнее байков других классов и не предназначен для быстрой езды, зато сохраняет одежду чистой.

Пример скутера — CFMOTO 250 JETMAX. Он двухместный, с просторным сиденьем и продвинутой ветрозащитой, поэтому подходит даже для загородных прогулок. Модель снята с производства, но в продаже есть скутеры с пробегом.

Благодаря низкому центру тяжести скутер устойчив даже на минимальных скоростях

Спортивные

Спортивные байки легкие, с низким рулем и задранными подножками. Такая компоновка дает лежачую посадку — райдер при езде прижимается к баку. Это уменьшает сопротивление ветру и позволяет увереннее проходить крутые виражи, но долго находиться в согнутой позе неудобно.

Двигатель спортивных мотоциклов настроен на высокие обороты и дает молниеносное ускорение. Поэтому для города, особенно новичкам, лучше не брать слишком мощную модель — она может спровоцировать аварию.

К спортивным мотоциклам относятся спортбайки и кафе-рейсеры. Разберем, чем они отличаются.

Спортбайки

Спортбайки появились благодаря чемпионату мира по мотогонкам (MOTOGP), который впервые провели в 1949 году. Они быстро ускоряются за счет резвого мотора и аэродинамического обвеса: максимальная скорость литровых моделей достигает 300–350 км/ч. Еще у спортбайков жесткая подвеска и низкий клиренс для устойчивости при резких маневрах.

Популярный спортбайк — CFMOTO 450SR. Он «порвал» европейских рынок благодаря сравнительно доступной цене и отличной производительности: разгон до сотни занимает всего 5 секунд. Это заслуга двигателя на 47 л.с., выверенного аэродинамического обвеса и прогрессивной задней подвески, как в профессиональных гоночных болидах.

Благодаря стильному внешнему виду спортбайки полюбились городским райдерам

Кафе-рейсеры

Кафе-рейсеры — народная версия спортбайка. Появились в 50-х годах, когда люди собирали гоночные болиды из обычной серийной техники. От спортбайков кафе-рейсерам досталась «лежачая» посадка, а вот пластика у них нет — этим они схожи с нейкедами. Сиденье на таких мотоциклах узкое и рассчитано на одного человека. Для дополнительной опоры райдера предусмотрен закругленный задний хвост, который «съедает» пространство для пассажира.

Пример кафе-рейсера — CFMOTO 700CL-X Sport. У модели мощный мотор на 70 л.с., который дает резкий подрыв мощности на высоких оборотах. Чтобы райдер мог совладать с такой производительностью, установлены итальянские спортивные шины Pirelli и цепкие тормоза Brembo.

Кафе-рейсер сочетает ретро-дизайн и современные технологии

Для путешествий

У этих мотоциклов есть всё для комфортной езды на дальние расстояния. Объемный топливный бак позволяет уверенно заезжать туда, где нечасто встретишь заправку. Благодаря просторному сиденью и прямой посадке райдер не устает от длительных пробегов. А относительно большой вес — от 200 кг — делает байк устойчивым: он сохраняет стабильность с пассажиром и багажом, уверенно держит траекторию при боковом ветре и на неровностях. Еще у моделей для «дальняков» много опций, без которых не обойтись в долгой дороге — например, кофры и ветровое стекло.

К байкам для путешествий относятся туристические, спорт-туристы, тур-эндуро и круизеры. Расскажем, чем хорош каждый из классов.

Туристические

Туристические модели — бизнес-класс в мире мотоциклов. Впервые они появились в 1976 году — поскольку дороги были уже достаточно качественными, а двигатели мощными. Эти байки тяжелые и широкие, поэтому неприступны для ветра и мелких осадков, а на трассе устойчивые и едут «как по рельсам». Комплектация — роскошная: в нее включены огромная приборная панель, кофры, подогревы, акустика и многое другое.

Пример туристического мотоцикла — CFMOTO 1250TR-G. Модель оснащена 1250-кубовым мотором на 143 л.с., поэтому при сравнительно большой массе обладает отличной динамикой и способна разогнаться до 220 км/ч. Для безопасности и стабильной рулежки байк получил рулевой демпфер, итальянские амортизаторы Marzocchi, тормоза Brembo и радар слепых зон. Также у него много опций для комфорта — круиз-контроль, квикшифтер, ветровое стекло с автоматической регулировкой, подогрев рукояток и 12-дюймовая приборная панель.

Туристический байк идеален, чтобы преодолевать сотни километров в день по асфальту

Спортивно-туристические

Золотая середина между тяжелыми «туристами» и городскими байками. Спорт-туристы компактные, весят немного больше нейкедов. Своим пластиковым обвесом они напоминают спортбайк, но при этом имеют прямую посадку. Еще спорт-туристы оснащены ветрозащитой, широким сиденьем, высоким рулем и кофрами — поэтому комфортные в дальней дороге.

Популярный спорт-турист — CFMOTO 650GT. Это модель средней кубатуры, которая подойдет как опытным райдерам, так и начинающим. При мощности 56 л.с. у нее спокойный нрав, но динамики вполне достаточно для путешествий с пассажиром и багажом. Максимальная скорость — 170 км/ч.


Спорт-туристы подходят тем, кто хочет сохранить маневренность в городских условиях

Круизеры

Эти байки повторяют формы американских мотоциклов 30–40-х годов — Harley Davidson. Они были созданы для гонок, но с течением времени переквалифицировались в технику для спокойных прогулок на средние расстояния. Круизеры отличаются расслабленной посадкой — райдер сидит, вытянув ноги — а также обилием хрома, большим вылетом передней вилки, топливным баком в форме капли и круглой фарой. Еще у них низкооборотистый двигатель, который дает плавное ускорение.

Образец каноничного круизера — CFMOTO 450CL-C. У него «байкерская» посадка, располагающая к неспешной езде, и удобное сиденье. Мотор установлен 44-сильный, который в сочетании с ременным приводом обеспечивает мягкость хода. А за счет компактных габаритов, низкого центра тяжести и сравнительно малого веса в 166 кг модель удобна в городе.

Круизер — отличный выбор, если нет цели «уничтожать» сотни километров трассы, а хочется просто насладиться поездкой

Тур-эндуро

Это универсальные байки — могут ехать под 150 км/ч по трассе и не боятся плохих дорог. Их начали производить в 1980 году для популярных в то время длительных гонок по пересеченке — ралли. В отличие от спорт-туристов, у тур-эндуро высокий клиренс и длинноходные подвески, которые позволяют быстро мчаться по ухабам. В базовой комплектации обычно есть дуги безопасности и другие опции для езды по пересеченке.

Пример тур-эндуро — CFMOTO 800MT Explore. Он сочетает внедорожную подготовку с роскошной комплектацией, в которую включены круиз-контроль, квикшифтер, трекшн-контроль, радар слепых зон и многое другое. Модель легко проедет по проселочным дорогам и лесным тропам, а на ровном асфальте может разогнаться до 195 км/ч благодаря мощному двигателю на 91 л.с.

Тур-эндуро идеальны для путешественников, которые не хотят ограничивать себя рамками хороших дорог

Где купить байк понравившегося класса

Дилеры CFMOTO есть во всех крупных городах России. Выбирайте ближайшего к себе, чтобы посмотреть заинтересовавшую модель поближе. При покупке можно сдать старый байк по программе трейд-ин и дополнительно сэкономить до 100 000 ₽. Также есть кредит и рассрочка без переплаты.