Как ездить на мотоцикле зимой: советы по безопасному вождению

Ездить зимой сложнее и опаснее, чем летом. Зато можно прокачать навыки вождения и лучше прочувствовать байк. Поэтому при желании можно кататься даже при отрицательной температуре. Главное — сохранять аккуратность и соблюдать несколько правил. О них мы расскажем в статье.


Хороший аксессуар для зимней езды — дуги безопасности. При падении они защищают мотоцикл от повреждений, а райдера — от травм

Как ускоряться

Плавно. Зимой шины хуже цепляются за дорогу, поэтому при резком открытии газа мотоцикл может занести.

После переключения передачи. Не стоит «крутить» двигатель на одной передаче — лучше переключаться вверх заранее. Чем меньше обороты, тем ниже риск заноса.

В режиме ECO. На современных мотоциклах обычно два режима работы двигателя, которые меняют реакцию на газ. Первый чаще всего называется SPORT — он подходит для динамичной езды по сухой дороге. Второй — ECO. Он оптимален для катания зимой, так как позволяет точнее дозировать тягу.


Байком сложно управлять, если руки замерзли — например, можно случайно пережать тормоз. Поэтому зимой нужны теплые перчатки

Как снижать скорость

Двигателем. Самый безопасный способ замедлить байк — просто отпустить газ, не выжимая сцепление.

Задним тормозом. Снос переднего колеса гарантированно приведет к падению. Поэтому пользоваться лучше задним тормозом.

Аккуратно. Чем более скользкая дорога, тем с меньшим усилием нужно тормозить.

Заранее. Зимой тормозной путь в несколько раз больше, чем в теплое время года, а резко тормозить гораздо опаснее. Поэтому лучше снижать скорость заранее.

Не надеясь на ABS. Антиблокировочная система только подстраховывает. Она не умеет дозировать тормозное усилие вместо водителя, поэтому даже на байке с ABS нужно тормозить аккуратно.

Если байк занесло при торможении, для выравнивания нужно отпустить тормоз.

Как поворачивать

Без наклона. Зимой наклон байка может привести к потере сцепления и падению. Чтобы не рисковать, перед крутым поворотом можно выбрать прямую траекторию, сбросить скорость и аккуратно развернуть байк в нужном направлении в середине перекрестка.

Медленно. Так как сильно наклоняться нельзя, скорость при резких поворотах должна быть минимальная — не более 15 км/ч.

По внешней колее: чтобы радиус поворота был больше, а угол наклона мотоцикла — меньше.

Аккуратно. При повороте не нужно газовать, жать на тормоз и переключать передачи.

Если дорога очень скользкая, можно заранее выставить ноги, чтобы перенести на них вес и не упасть.

Другие важные правила езды зимой

Делать тестовый выезд. Перед продолжительной поездкой желательно неспешно прокатиться по улице с небольшим трафиком. Это поможет прогреть шины — для лучшего сцепления — а заодно адаптироваться к дорожному покрытию.

Не гонять. Чем хуже сцепление шин с дорогой, тем меньше должна быть скорость. Лучше не разгоняться свыше 50 км/ч, чтобы вовремя заметить опасность и безопасно оттормозиться.

Держаться правее. Так как риск упасть на скользкой дороге выше, лучше находиться подальше от «встречки».

Придерживаться сухих участков. Особенно скользко зимой в междурядье, на линии разметки, в тени, на крышках люков и железных элементах мостов. Здесь нельзя резко крутить рулем и тормозить.

Ехать в колее от машин. Там, где уже накатано, не так скользко.

Обгонять в крайнем случае — чтобы лишний раз не преодолевать скользкую колею.

Смотреть вдаль. Зимой особенно важно смотреть вперед и заранее оценивать дорожную ситуацию, чтобы успеть вовремя среагировать.

Соблюдать дистанцию. Рядом едущий автомобиль может резко перестроиться или затормозить. Поэтому — чем больше расстояние от другого транспорта, тем лучше.


Чем легче байк, тем проще будет ездить зимой. На фото — тур-эндуро CFMOTO 650MT

Упражнения, полезные для зимней езды на мотоцикле

Перед выездом в город желательно потренироваться — найти площадку, где нет машин, и попробовать:

  • резко открыть газ, поймать момент сноса заднего колеса и выровнять байк, снизив обороты двигателя;
  • затормозить до срыва заднего колеса, отпустить тормоз и выровнять байк.

Быстро разгоняться не стоит, чтобы не упасть.

Что еще нужно знать

В этой статье мы сконцентрировали внимание на управлении байком. Но уметь водить — только половина дела. Также обязательно нужно:

  • подготовить байк к зиме: как минимум, проверить аккумулятор, провести ТО, поставить ветровые щитки подогревы ручек руля;
  • правильно одеться: хороший вариант зимней экипировки — снегоходный комбинезон.

Подробнее о подготовке мотоцикла и экипировке вы можете почитать в нашей статье «Можно ли ездить на мотоцикле зимой».

Итог

Главное в езде на мотоцикле зимой — делать все плавно. Не стоит закладывать байк в повороты, резко газовать, тормозить и перестраиваться. Еще важно заранее оценивать ситуацию на дороге, заблаговременно снижать скорость перед поворотами и скользкими участками.

Перед выездом в город лучше потренироваться на площадке, чтобы привыкнуть к поведению мотоцикла на скользкой дороге.