Обкатка мотоцикла: как не навредить технике

С завода мотоцикл не готов к высоким нагрузкам. Новые детали должны пройти обкатку — то есть, притереться друг к другу. Для этого первую 1000 километров нужно проехать в щадящем режиме. Расскажем, какие правила соблюдать, чтобы пройти идеальную обкатку.


Быстро гонять на новом мотоцикле нельзя — даже если это спортбайк и очень хочется

Зачем нужна обкатка

Если коротко — чтобы поршневые кольца двигателя притерлись к стенкам цилиндра. Во время обкатки неровности деталей стачиваются, благодаря чему мотор лучше охлаждается. Если вам интересны подробности, читайте дальше, если нет — переходите к следующему разделу.

Итак, байк едет благодаря топливо-воздушной смеси. Она воспламеняется в небольшой трубке внутри мотора — цилиндре — и толкает вниз поршень, который вращает коленвал. Дальше крутящий момент передается на колесо через трансмиссию — коробку передач и цепь.

На поршень установлены кольца, они отводят тепло по стенкам цилиндра и предотвращают перегрев. А еще не дают маслу проникнуть в камеру сгорания, а газам в картер — ведь это приведет к нестабильной работе мотора и поломке.

Для эффективной работы у колец должен быть плотный контакт с цилиндром. Прижимают их собственная упругость и давление газов.


Поршень контактирует с горячими газами и нагревается. Тепло отводят поршневые кольца — чтобы хорошо работать, они должны плотно притереться к цилиндру

С завода поршневые кольца неплотно прижаты к стенкам цилиндра из-за мелких неровностей. При обкатке они стачиваются. В итоге контакт деталей улучшается, а мотор может выдержать высокие нагрузки.

Большая часть неровностей стачивается при первых запусках двигателя на заводе, но завершить обкатку должен уже владелец байка.

Какие обороты двигателя держать при обкатке

Средние обороты — от 2000 до 4000 в минуту — самые безвредные для двигателя. На них детали хорошо смазываются и охлаждаются. Рекомендации по максимально допустимым оборотам можно найти в руководстве по эксплуатации мотоцикла.

Низкие обороты — до 2000 минуту — нельзя долго держать, потому что масляный насос работает не в полную силу, а кольца не плотно прижаты к цилиндру и хуже отводят тепло. Высокие обороты — больше 4000 — это тоже плохо. На них необкатанные поршневые кольца будут отскакивать от поверхности цилиндра. Из-за неплотного контакта и большой нагрузки детали перегреются.


Обороты двигателя отображаются на приборной панели

Другие правила обкатки мотоцикла

  • Избегать высоких нагрузок. Нельзя ездить внатяг — когда обороты близки к холостым — резко газовать и проверять «максималку» байка.
  • Прогревать двигатель. За несколько минут работы на холостых оборотах детали хорошо смажутся.
  • Не газовать на нейтральной передаче. Когда двигатель работает без нагрузки, давления в цилиндрах недостаточное. Из-за этого поршневые кольца прижаты неплотно и могут перегреться.
  • Тормозить двигателем — то есть, по возможности снижать скорость без включения нейтральной передачи и выжима сцепления. Так поршень будет лучше охлаждаться.
  • Не глушить двигатель сразу после поездки. Лучше подождать пару минут, чтобы поршень остыл.

Эти рекомендации важно соблюдать, даже если температура на приборной панели в норме — она не отображает перегрев поршня и колец.

Сколько длится обкатка

Обкатку проходят в течение первых 1000 км. После этого меняют масло и масляный фильтр, чтобы избавиться от металлических частиц, которые появились при притирке деталей.

Кратко

Обкатка нужна, чтобы детали двигателя притерлись друг к другу и в будущем переносили высокие нагрузки. Во время обкатки лучше поддерживать средние обороты, а низкие и высокие допустимы только кратковременно — например, в пробке или при обгоне. После обкатки нужно поменять масло и фильтр.