Как выбрать хороший мотоцикл за 7 шагов

Найти подходящий мотоцикл непросто — от разнообразия моделей, характеристик и брендов может закружиться голова. При этом покупать первый попавшийся байк рискованно. В лучшем случае он просто не оправдает ожидания и простоит без дела, в худшем — приведет к травмам или авариям.

Мы поможем окунуться в мир мотоциклов и подобрать оптимальную модель, которая будет соответствовать потребностям и бюджету, а также подарит яркие эмоции от езды.


На рынке представлены десятки мотоциклов разных классов: с одной стороны — широкий выбор позволяет найти идеальную технику, с другой — самостоятельно во всем разобраться непросто

1. Понять, какой класс вам подходит

Покупать байк только из-за красивого дизайна — не лучшая идея. Большинство моделей адаптированы под конкретные задачи, а с другими справляются хуже. На городском мотоцикле будет некомфортно путешествовать, а на туристическом — мучительно пробираться в плотном потоке.

Для города

Это компактные и легкие байки с короткой колесной базой и весом 100—180 кг. Они юркие и не валятся при маневрах на малой скорости, поэтому на них удобно лавировать в трафике. При этом у некоторых городских моделей высокий дорожный просвет, который позволяет проехать по проселочным дорогам и пересеченке.

Для города лучше всего подходят такие классы байков:

Нейкеды. Самые популярные городские байки. Они выделяются в потоке выставленной напоказ рамой — за счет минимума пластика — и заостренными формами. Посадка на нейкедах обычно немного смещена вперед, что подстегивает к агрессивной езде. Двигатель может быть как спокойный, так и с быстрым откликом на газ.

Классические. Напоминают байки 50-х за счет каплевидного бензобака, круглой фары и приборной панели, хромированных деталей и спицованных колес — поэтому нравятся любителям ретро-эстетики. Посадка на классических моделях прямая, а сиденье удобное и широкое, так что они отлично подходят для повседневной езды.

Спортбайки. Отличаются от нейкедов и «классиков» в первую очередь пластиковым обвесом, который придает мотоциклу лучшую аэродинамику. Еще у спортбайков лежачая посадка — райдер при езде прижимается к баку, что уменьшает сопротивление ветру и улучшает рулежку на скорости. Двигатель таких моделей, как правило, настроен на высокие обороты и имеет взрывной характер. Спортбайк подойдет тем, кто ждет от техники яркие эмоции.

Мопеды. Внешне похожи на мотоциклы, но миниатюрные и со слабым мотором — до 50 см³. Плюс такой техники в том, что ее не нужно регистрировать в ГИБДД, а права на мопед выдают автоматически с любыми другими.

Скутеры. Они кардинально отличаются от мотоциклов, описанных выше. Вместо подножек у скутеров широкие площадки для ног, закрытые от грязи и воды. Бензобак расположен не между ног водителя, а под сиденьем. Вместо КПП — вариатор, так что передачи переключать не нужно. По динамике и рулежке скутер уступает мотоциклам, зато защищает водителя от брызг из-под колес, поэтому хорошо подходит для коротких поездок по делам.

Для бездорожья

У внедорожных байков высокий дорожный просвет, длинноходные подвески и «зубастая» резина. Благодаря этому они проходимые и могут быстро мчаться по неровностям. Еще у них обычно минимальный вес — от 80 кг — а корпус узкий, так что райдеру удобно ехать в стойке и преодолевать препятствия. Оснащение у большинства моделей минимальное — нет даже указателя скорости.

Эти байки лучше всего подходят для бездорожья:

Кроссовые. Созданы для быстрой езды. Их двигатель и КПП рассчитаны на высокие обороты, чтобы резво разгоняться. Подвески жесткие — для высоких прыжков и преодоления мотокроссовых препятствий. Еще для лучшей динамики у кроссовых мотоциклов облегченная конструкция — нет ни электростартера, ни аккумулятора, ни световых приборов.

Эндуро. Внешне похожи на кроссовые, но внутри устроены иначе. У эндуро мягкая подвеска, мотор с отличной тягой на «низах» и более информативное сцепление для точного дозирования тяги. Все это позволяет уверенно преодолевать препятствия на низкой скорости и маневрировать в лесу. Как правило, у эндуро есть электростартер, аккумулятор и фара. А у некоторых моделей есть все для законной езды по городу: свет, зеркала и документы для постановки на учет.

Или для путешествий

Модели для дальних поездок относительно тяжелые (от 200 кг) и с длинной колесной базой — поэтому стабильно держат траекторию при боковом ветре и на неровностях. Еще у них удобное сиденье, прямая посадка, большой бензобак, продвинутая ветрозащита и много опций для дальняков — например, кофры и ветровое стекло.

Лучше всего в путешествиях показывают себя эти классы:

Туристические. Широкие и тяжелые мотоциклы весом под 300 кг с максимальным уровнем ветрозащиты и оснащения. У них есть все, от приборки размером с планшет до просторного сиденья-дивана и акустики. По комфорту такие байки сравнимы с автомобилями.

Спортивно-туристические. Относительно легкие мотоциклы в обвесе спортбайка. Сохраняют комфорт за счет прямой посадки и широкого сиденья, предсказуемы на виражах благодаря дорожному шасси и спортивным шинам. В отличие от обычных «туристов», удобны в городе, потому что меньше по габаритам.

Тур-эндуро. Отличаются от спорт-туристов более длинноходными подвесками, высоким клиренсом и опциями для бездорожья — например, дугами безопасности и защитой рук. Они позволяют мчаться по разбитой дороге с тем же комфортом, что и по ровному асфальту. Некоторые модели подходят для легкого бездорожья и в умелых руках могут ехать наравне с эндуро-мотоциклами.

Круизеры. Классические мотоциклы с обилием хрома, расслабленной «байкерской» посадкой, большим вылетом вилки, каплевидным баком и круглой фарой. Как правило, оснащены низкооборотистым двигателем, который плавно ускорят байк с «низов» и располагает к неспешной езде. В отличие от других моделей для путешествий, у круизеров может не быть ветрозащиты.

Про топовые модели в каждом из классов мы рассказали в статье «Какой китайский мотоцикл лучше купить».

2. Разобраться в основных характеристиках

Объем и мощность двигателя влияют на разгон и максимальную скорость: чем больше кубов и лошадиных сил (л.с.) — тем быстрее байк. Но нужно учитывать, что мотоциклы разных классов с аналогичным объемом мотора отличаются по характеру. Например, спортбайк всегда резвее нейкеда с той же кубатурой.

Новичкам для езды по городу лучше выбрать нейкед или классический мотоцикл кубатурой 250-300 см³ и мощностью до 30 л.с. Они не выбросят из седла, даже если переборщить с газом или неаккуратно переключить передачу, а еще не позволят разогнаться слишком быстро. При этом такие байки уже достаточно динамичные, чтобы комфортно и безопасно ехать в потоке. Их максимальная скорость — около 140 км/ч.

Если же хочется кататься вне города, требования к объему двигателя меняются. Для туризма можно рассматривать байк мощнее — от 400 см³. Для бездорожья с запасом хватит даже 250–300 см³, а начать можно со 125-кубовой модели.

Тип двигателя:

  • по охлаждению. На большинстве современных двигателей жидкостное охлаждение — оно стабильно поддерживает температуру даже в жару, что продлевает ресурс мотора. Воздушное охлаждение устанавливают на бюджетные байки — для экономии — а также на внедорожные модели, чтобы упростить конструкцию и снизить вес техники.
  • по впрыску. Самый популярный вариант — электронная система подачи топлива. Она снижает расход, позволяет добиться большей мощности и стабильно работает при любой температуре воздуха и высоте. Кроме того, ее не нужно регулировать. На старых, бюджетных и внедорожных мотоциклах можно встретить механическую систему — карбюратор. Она простая и дешевая, но менее стабильная и требует периодической настройки.

У двигателей есть и другие различия — от количества и расположения цилиндров до материалов, из которых сделана их «начинка». Но на этом можно не заострять внимание. Конструктив мотора не влияет на характеристики байка — наоборот, каждый мотор настраивается под конкретный байк. Чтобы узнать, какой характер у мотоцикла, лучше посмотреть обзоры и отзывы.

Райдеры с опытом обычно выбирают мощные байки кубатурой от 600 см³ и мощностью от 60 л.с. — чтобы получать больше эмоций от вождения. Они набирают 100 км/ч примерно за 5 секунд

Привод. Бывает трех типов, у каждого есть плюсы и минусы:

  • цепной — самый популярный и дешевый. Выдерживает огромные нагрузки, передает мощность без потерь и при этом простой в обслуживании. Из минусов — цепь необходимо смазывать и регулировать, но это можно сделать своими руками.
  • ременной — не нуждается в обслуживании и «ходит» дольше цепи, а еще плавнее передает мощность на колесо и делает байк более комфортным. Из минусов — большая стоимость, низкая устойчивость к грязи и высоким нагрузкам. Кроме того, ременной привод занимает много места, поэтому его можно поставить не на каждый мотоцикл.
  • карданный — ресурсный, устойчивый к дождю и пыли. Он не требует частого обслуживания и замены. При этом кардан тяжелый, сложно устроен и не так эффективно передает мощность на колесо, как цепь — поэтому на спортбайки и эндуро его не ставят.

Расход топлива зависит от двигателя. Байки кубатурой 250 см³ в среднем расходуют всего 2–3 литра на 100 км. Мощная техника «ест» до 7 л на 100 км.

Вес. Чем легче байк, тем меньше на него влияют силы тяжести и инерции. Из-за этого райдеру проще балансировать и рулить на малой скорости, это важно при езде в городе и на бездорожье.

Большой вес повышает устойчивость, поэтому туристические модели тяжелее городских. Их не сносит боковым ветром и не подбрасывает на неровностях — в итоге райдер меньше подруливает, экономит силы и может дольше провести за рулем.

Колесная база влияет на управляемость. Мотоцикл с длинной колесной базой медленнее меняет траекторию и стабильнее ведет себя на трассе. А модели с короткой базой быстрее отзываются на поворот руля и более маневренные, что важно в городе и на бездорожье.

Дорожный просвет влияет на проходимость. Чем выше байк, тем меньше риск застрять или зацепить препятствие нижней частью и что-нибудь повредить. Для сравнения, дорожный просвет нейкеда — около 15 см, а внедорожного мотоцикла — 30 см.

Шины определяют поведение байка на разном покрытии. На модели для асфальта ставят почти гладкие шины — они дают лучшее сцепление на скорости. На внедорожных мотоциклах стоит агрессивная резина, которая повышает проходимость на рыхлом грунте. Еще есть универсальные шины, которые хорошо подходят для всех типов покрытий — такие встречаются на тур-эндуро и некоторых городских моделях.


Пример городской модели с универсальными шинами — CFMOTO 700CL-X Adventure. Она подготовлена для легкого бездорожья

Диски бывают двух типов:

  • спицевые — выдерживают большие ударные нагрузки, поэтому идеальны для пересеченки. А вот на высокой скорости они начинают «плыть», из-за чего байк хуже рулится.
  • литые — более жесткие, отлично подходят для скоростных маневров. Но на бездорожье они могут погнуться или треснуть.

Тормоза на современных байках дисковые — они вытеснили менее надежные барабанные.

Эффективность тормозов зависит от размера тормозного диска, количества поршней и суппортов. Выбирать мотоцикл по этим критериям вряд ли придется — модели одного класса и уровня, как правило, оснащаются сравнимыми по характеристикам тормозами. Поэтому лучше обратить внимание на наличие антиблокировочной тормозной системы (ABS) — она предотвращает блокировку колес, позволяет быстро снизить скорость, сохранить контроль над байком и не упасть.

Электронные помощники. Вот что встречается на современных байках:

  • трекшн-контроль — управляет тягой двигателя и не дает заднему колесу буксовать, чтобы райдер не падал на скользком покрытии или рыхлом грунте;
  • радар слепых зон — следит за обстановкой сзади и предупреждает о приближении автомобилей;
  • круиз-контроль — автоматически поддерживает скорость и расстояние до транспорта впереди;
  • квикшифтер — позволяет переключать передачи без сцепления;
  • система контроля давления в шинах — оповещает, если шина начала спускать, особенно полезна в путешествии;
  • электронная подвеска — автоматически подстраивается под нагрузку и рельеф для комфорта и лучшей управляемости;
  • режимы работы двигателя — регулируют отклик на газ, делают мотоцикл более спокойным или резвым;
  • подогрев руля и сиденья — позволяет комфортно кататься в прохладную погоду.

Полный набор опций встречается только на флагманских байках кубатурой от 800 см³ — например, на CFMOTO 800MT Explore. А на малокубатурных моделях как правило, есть только ABS.

На фото — CFMOTO 800MT Explore, тур-эндуро премиум-класса. Он оснащен всем необходимым, чтобы райдер мог наслаждаться дальней дорогой

3. Определиться с бюджетом

Стоимость байка зависит от его характеристик, оснащения и бренда. Вот примерные цены на мотоциклы надежных производителей:

  • мопед или скутер — от 50 000 ₽;
  • малокубатурный байк 125 см³ — от 100 000 ₽;
  • эндуро или кроссовый мотоцикл — от 150 000 ₽;
  • городской нейкед кубатурой 200–400 см³ — от 300 000 ₽;
  • мощный городской мотоцикл от 600 см³ — от 700 000 ₽;
  • туристический эндуро — от 700 000 ₽;
  • спортивно-туристический — от 800 000 ₽;
  • туристический — от 2 000 000 ₽.

Кроме суммы на сам байк, нужно отложить деньги на страховку, бензин и экипировку. А если нет прав — то и на обучение в мотошколе.

4. Учесть свой рост и вес

Желательно, чтобы высота по седлу была вдвое меньше роста райдера. Это позволит доставать до земли обеими ногами — так меньше вероятность упасть при парковке или остановке на светофоре. К тому же, на невысоком байке можно перебирать по земле ногами — это удобно в пробке, когда страшно задеть автомобиль.

Вес райдера тоже важен: девушке или подростку будет сложно управиться с большим туристическим мотоциклом. А взрослый мужчина весом под 100 кг будет выглядеть комично и ощущать себя скованно на компактном малокубатурном байке.

Чтобы развеять сомнения, можно зайти в мотосалон и посидеть на интересующей модели. Это поможет понять, будет ли комфортно на ней кататься. А некоторые бренды — например, CFMOTO — позволяют бесплатно взять мотоцикл на тест-драйв.

Высота по седлу и вес мотоцикла особенно важны для начинающих райдеров. С ростом опыта эти параметры отходят на второй план

5. Убедиться, что есть права на заинтересовавший байк

Есть 3 категории мотоциклетных прав:

  • M — на мопеды, выдается с 16 лет;
  • А1 — на малокубатурные мотоциклы с двигателем объемом до 125 см³, выдается с 16 лет;
  • А — на любые мотоциклы, выдается с 18 лет.

На категории A1 и A надо сдавать отдельный экзамен. Категория M выдается автоматически при получении прав с любой другой категорией, если у водителя нет противопоказаний в медицинской справке.

Чтобы получить права на мотоцикл, нужно записаться в школу, получить медицинскую справку, пройти обучение и сдать экзамен в ГИБДД. Весь процесс займет около двух месяцев.

6. Научиться распознавать проблемную технику

Если хочется сэкономить, можно приобрести технику с пробегом. Но важно научиться распознавать подозрительные предложения — их на рынке подержанных мотоциклов немало. Например, у байка могут быть скрытые дефекты или юридические ограничения, из-за которых его не получится поставить на учет.

Вот что обязательно нужно проверить:

  • Документы — у продавцы должны быть ПТС, договор купли-продажи и СТС (если мотоцикл стоит на учете в ГИБДД).
  • Госномер и номер рамы — они должны совпадать с данными в документах.
  • Техническое состояние: исправность рамы, двигателя, электрики, привода, подвески и тормозов.

Больше о том, как искать неисправности и на что смотреть в документах, вы найдете в нашей статье «Как проверить мотоцикл перед покупкой».

Но даже зная теорию, технику не получится продиагностировать досконально — ведь для этого потребуется разборка в сервисном центре, а большинство владельцев не дадут снять даже кожухи и навесные части. Чтобы не рисковать, лучше купить новый байк — в отличие от подержанного, он будет на гарантии, и любую поломку дилер устранит за свой счет. А более высокая цена нового мотоцикла компенсируется тем, что его можно купить в кредит, рассрочку и трейд-ин. Такую возможность предоставляют многие крупные бренды, в том числе CFMOTO.

7. Выбрать надежный бренд

Желательно покупать байк от бренда, официально представленного в России — иначе ремонтом и поиском запчастей придется заниматься самостоятельно. Так как европейские и японские бренды ушли, выбор сократился до азиатских производителей. Большинство из них недавно на рынке и еще не успели наладить качественный сервис, но есть исключения.

Самым надежным азиатским брендом считается CFMOTO. Он оснащает технику на уровне с европейской, а в его модельном ряду есть подходящий байк для любых задач — от города до путешествий по пересеченке. Все мотоциклы CFMOTO оснащены надежным мотором с электронным впрыском, жидкостным охлаждением и несколькими режимами работы, тормозами с ABS и яркой светодиодной оптикой.

Познакомиться с линейкой CFMOTO и выбрать ту самую модель поможет наша статья «Самые надежные китайские мотоциклы».

Где купить мотоцикл CFMOTO

Байки CFMOTO в наличии в официальных дилерских центрах бренда. Они есть во всех крупных городах России. Технику можно купить как за наличные, так и в кредит или в рассрочку без переплаты. Также доступен трейд-ин — по этой программе можно продать старый мотоцикл дилеру и получить дополнительную скидку.